«Обнаженку» в беларуской рекламе уже начинают запрещать?

Поделиться

Более тысячи людей написали в госорганы обращение с требованием ограничить использование образов полуобнаженных людей в рекламе. МАРТ оперативно отреагировал на это обращение рекомендацией к производителям "одеть своих моделей".  Как стало известно marketing.by, некоторым брендам, которые подали на согласование кампании к Love season - 14 февраля и 8 марта - уже не утвердили макеты с привлекательными девушками в бикини. 

Мы спросили у представителя бренда, на который поступила жалоба, креативного директора, руководителя АРО и эксперта по защите прав женщин, насколько Беларуси нужны регуляторы эротизма в рекламе.

Андрей Шапоров, заместитель директора по маркетингу компании Dilis:

oooo.plus_341 (1).png

- Если рассматривать нашу конкретную рекламу, которая приведена в обращении граждан, то там максимально оголенного тела нет - женщина сфотографирована в белье.

7.jpg

Если сам по себе продукт, который продвигается и рекламируется, подразумевает наличие оголенного потребителя в кадре, то это нормально. Например, для производителя белья это самый прямой и правильный путь продвижения товара. Очень сложно продвигать нижнее белье и при этом не показывать его на конкретном человеке.

Почему мы используем подобные кадры для парфюмерии? Потому что сегодня в использовании парфюмерии лежит сексуально-эротический подтекст. Если раньше парфюмерию использовали для камуфляжа неприятного запаха (у людей были проблемы с гигиеной, плохо и редко мылись), то сейчас с гигиеной все нормально, и ароматизация тела идет для того, чтобы привлечь противоположный пол.

А вот случаи, если "обнаженка" используется для привлечения внимания к продукту, который совсем не близок к обнаженному телу (например, автомобильные шины), можно немного и порегулировать. Чтобы и формировать правильный вкус у потребителей, и думать о подрастающем поколении - сейчас обнаженного тела очень много, и детей хотелось бы оградить от неподобающей рекламы такого рода. 

Думаю, что грамотные правки в закон "О рекламе" не помешали бы. Но при этом нужно посмотреть и мировую практику, а также просчитать последствия: чтобы, создав внутренние ограничения по рекламе товаров, мы не выстроили барьеры для зарубежных производителей и импортеров. 

Дмитрий Аполенис, креативный директор AIDA Pioneer Group:

oooo.plus_341.png

- Использовать в рекламе полуголые тела допустимо, если это уместно для бренда и его коммуникации с потребителем. Например, это совершенно оправданно для нижнего белья или тренажерного зала. В то время как для молока это скорее признак безвкусицы.

По ряду причин не считаю целесообразным внедрение дополнительного регулирования этого момента в законодательстве. 

Во-первых, оценка весьма субъективна. С точки зрения закона от пошлости до красоты один шаг. И, конечно, выносящий вердикт в большинстве случаев будет перестраховываться и запрещать даже безобидные и достойные макеты. А значит будет еще один барьер для развития рекламной индустрии. 

Во-вторых, мы живем в современном обществе, которое адекватно воспринимает подобные вещи. Нет религиозных или иных причин для запрета демонстрации тела человека в коммуникации.

Работает ли по-прежнему эротика в рекламе? Все зависит от контекста и конкретной задачи. Если все сделано красиво и уместно, эротика сработает. Если пошло – только оттолкнет потребителя. Главное здесь – четко понимать решаемые задачи и осознанно выбирать тональность коммуникации. 

В мире огромное количество безумно красивой и эффективной рекламы с обнаженными телами – она будоражит, заинтересовывает, удивляет и, конечно, продает. Но в тоже время есть и обратные примеры, когда на макет даже стыдно смотреть. Причем часто проблема даже не в фотографии, а в типографике и креативе.

Игорь Самкин, исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций:

samkin.png

- Неоднократно подчеркивал, что стремление все урегулировать в рамках законодательства - это тупиковый вариант. Наше законодательство и так уже уперлось в стену, когда законодателю сложно придумывать, где бы еще закрутить гайки. А такие "неравнодушные" активисты очень сильно помогают найти эти гаечки, которые можно еще подкрутить.

Я категорический против того, чтобы вводить какие-то новые ограничения по изображению тел или еще чего-нибудь. Знаете, какой первый комментарий прислали мне члены АРО на этот запрос из МАРТ? Фото зарубежной рекламы с изображением Бекхема на всю стену многоэтажки в трусах.

IMG_6436.JPG

Воспитание и культура - это бесконечные вопросы для дискуссии. И становиться в разряд ханжей, которые хотят показать свое неравнодушие, мне не хочется.

Что касается саморегулирования, то я верю в этот институт. Но не верю в возможность его имплементации в рамках нашей реальности - это перспектива даже не ближайших лет. Беларуские рекламные организации не способны принять на себя различные формы саморегулирования или самоограничения, как это происходит в рамках уже существующих мировых стандартов, в том числе в рекламе (европейский альянс и т.п.), т.к. понятие ответственный бизнес должно стартовать с тех, кто формирует бюджеты и принимает окончательное решение, а значит определяет политику, в том числе поведенческую и морально-этическую. Пока беларуский бизнес к этому не готов.

Лилия Волина, соучредительница и юристка НКО «Центр по продвижению прав женщин – Её права»:

oooo.plus_341 (3).png

- Наличие в рекламе мужского либо женского тела - это еще не сексизм. Есть много уровней оценки для этого. Например, если у полуобнаженного тела нет ничего общего с рекламируемым предметом - то это однозначно сексизм.

В ситуации с бельем сложнее: сложно показать продукт, не демонстрируя его на модели. И здесь уже включается анализ по другим критериям: скажем, есть ли сексуализация личности и представление женского тела как объекта. То есть демонстрируется не только белье, но и женщина как товар.

Я просмотрела примеры, которые были приведены в статье: с моей точки зрения, все изображения - это сексизм.

В Европе есть стратегическое видение, что продвижение адекватного женского образа в рекламе должно идти по трем направлениям: законодательство, саморегулирование и просвещение общества. Конечно, саморегулирование - это самый классный выбор, к которому хотелось бы стремиться. Но я вижу даже по последнему году, что бизнес почему-то легкомысленно относится к обратной связи от потребителей. И в нашем случае, наверное, без законодательного регулирования не обойтись. Это будет вполне нормально, если в законодательстве появится критерии, по которым реклама будет оцениваться на сексизм и дискриминацию. Это вполне можно сделать обычными понятными словами: скажем, "основано на уважении человеческого достоинства", "нестереотипные образы и роли", "образ должен быть достоверно отражать реальность" и т.д.

Роль женщин - это не ублажать мужчин в любое время суток и в любой сфере. Но, судя по тем образам, которые иногда транслируются бизнесом, мне кажется, что маркетологи таких компаний живут в какой-то другой сексуально озабоченной реальности, где все женщины готовят спагетти только с красными губами и только в белье. Или где женщины кайфуют от потребления воды на коленях.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: