Откровения культурных пиарщиков: Как продвинуть творческий проект в Беларуси

26 Августа 2016 marketing.by 5673 0 Event PR Мнение Творчество
Поделиться

Культурные проекты, будь-то выставки, фестивали или лектории, имеют в Беларуси свои особенности продвижения.  Многие из них ориентируются на сравнительные небольшие аудитории людей и часто реализуются либо за счет энтузиазма и опыта команды,  захваченной идеей, либо за небольшую поддержку бизнес-спонсора. 

С какими проблемами сталкиваются арт-менеджеры, продвигая выставку современного искусства или альтернативный кинофестиваль? Какие выходы находят в условиях финансовой ограниченности и все еще сдержанного интереса прессы и публики к подобным проектам? 

Своим опытом и мнением с Marketing.by поделились три самых культурных пиар-менеджера в Беларуси. 

"Инструменты и стратеги зачастую просто не работают в нашем пространстве"

Анна Карпенко, арт-бюро "Предмет":

ak.png

— Когда мы говорим о продвижении в Беларуси культурных инициатив, и, в частности, проектов в сфере современного искусства, которыми мы занимаемся вместе с моей коллегой Антониной Серяковой, то нужно учитывать вот какой момент. Мы существуем в режиме посредничества между зрителем, широкой публикой и теми, кто выделяет финансирование на т.н. «культурные мероприятия», начиная от пивных фестивалей и заканчивая выставками. И то, какие проекты мы все в итоге получаем, зависит в том числе и от общего культурного уровня представителей спонсоров или государственных институций.

Можно, к примеру, взять и снять часть экспозиции выставки современного фотографа. Просто потому, что на одной из работ изображен мужской орган... А спонсор не хотел бы, чтобы его логотип красовался рядом с членом. Это говорит в том числе и о том, как в Беларуси воспринимают современное искусство. Путая часто понятия modern art и contemporary art.

fotovystavka_gudilin_04_08_2016_3_.jpg

Поэтому, когда мы говорим о каких-то инструментах, стратегиях и прочем, они зачастую просто не работают в этом пространстве. Нам всем не хватает определённого уровня насмотренности, начитанности, наслушанности. То, что позволяет воспринимать современное искусство как часть актуального культурного опыта, а не что-то инородное, бесовское и трактуемое как анти-искусство.

Другая проблема связана с профессиональным уровнем внутри сообщества. Вроде бы пиарщиков, арт-менеджеров, кураторов, «прокураторов» и прочих модных специалистов у нас как Нью-Йорке, но вот уровень профессиональной компетентности часто не дотягивает даже до соседних Литвы и Польши. Я думаю, нам всем следует хорошо трудиться, а не просто гордо оставлять свои имена под текстами экспликаций и постить фотоотчеты прошедших мероприятиях в фейсбук.

Есть еще и проблема, связанная с тем, что недостаточно провести какое-либо мероприятие или сделать выставку. Нужно, чтобы об этом написали. Но в белорусском информационном пространстве, где четыре с половиной журнала и чуть больше сетевых ресурсов, профессионально о современном искусстве практически никто не пишет. А это важно. Потому что это создает определенный уровень письменной культуры. И одно дело, когда, к примеру, в ИД «Коммерсант» о выставках пишет искусствовед Ирина Кулик, а другое дело — когда об известном белорусском художнике пишет журналист, который вчера узнал о его существовании.

gudzilin-07.jpg

Но мы бесконечно благодарны коллегам-журналистам и спонсорам за терпение и за то, что все наши культурные инициативы всегда поддерживаются. Так что приходите до 31 августа в ЦЭХ, где проходит первая персональная выставка Сергея Гудилина, чтобы внести свой маленький вклад в развитие местного арт-пространства.

"Эффективности можно добиваться за счет собственного социального капитала, своего рода харизмы"

Ольга Мжельская, PR- и арт-менеджер:

om.png

— У нас основным инструментом продвижения оказались социальные сети. Это не требует крупных вложений и позволяет напрямую обратиться к целевой аудитории, рассказать о проекте, пригласить на мероприятие.

Культурные проекты некоммерческие, и к ним лояльно относятся крупные СМИ, в том числе телекомпании. Поэтому схема с ивентами, когда можно встретиться лицом к лицу со своей аудиторией, донести из первых уст ценности вашей культурной организации, в живом общении ответить на вопросы, развеять сомнения, но при этом создать инфоповод, работает. СМИ охотно делают публикации и телесюжеты о мероприятиях культурных инициатив.  

К сожалению, в этой сфере нет больших бюджетов, но эффективности можно добиваться за счет собственного социального капитала, своего рода харизмы. Если она есть, то людям нравится общаться с тобой, тебе доверяют, готовы помогать и чувствовать свою сопричастность с тем, что ты делаешь и доступные инструменты продвижения будут работать эффективно.

Что касается целевой аудитории, то все зависит от культурной инициативы. Например, в «Детских творческих мастерских» галереи «Ў» основная целевая аудитория — родители детей от 6 до 12 лет, которые хотят, чтобы ребенок с детства воспринимал современное искусство, умел критично мыслить, понимать, что ему нравится, а что нет и, главное, почему. 

У театра «Инжест» аудитория возраста 18+, рефлексирующая, продвинутая, которая интересуется современным пластическим театром. 

У квир-проектов будет относительно узкая аудитория, которую волнует тема гендера, гомофобии, сексизма, идентичности и т. д. Не думаю, что можно сделать единый портрет «потребителя» культурного продукта, и не стоит замыкаться в «междусобойчике».

57272379f421d6c367c56f210e5da7a6-thumb-780x1500.jpg

С радикальными проблемами при продвижении культурных инициатив пока не сталкивалась. Бывают «забавные» ситуации, когда про часть минских культурных площадок запрещено снимать сюжеты белорусским телеканалам. И если журналисты все же ищут варианты обойти этот запрет, то возникает казус: «в одной из минских галерей проходит уникальная выставка художника/фотографа мировой величины». Да, классно, люди хотя бы получают информацию, что в Минске бывают выставки мировых звезд. А смотреть-то где? 

Скорее бывают сложности, а не проблемы. В последнее время в Минске проходит относительно много культурных событий в один день, которые стоит посетить. Но активная аудитория не так велика, чтобы размазать ее на несколько мероприятий, и в итоге на какое-то действительно интересное событие придет хорошо если десять человек. Тогда появляется ощущение, что минская публика по-богемному пресытились, устала от выбора, разнообразия. Я это учитываю. Каждый раз, когда делаешь выставку, или организуешь лекцию, до последней минуты не знаешь, сколько людей придет. Люди в социальных сетях ставят «приду», но это ничего не значит. Для них нажать кнопку «приду» — это уже свершенный акт, он/она уже, считай, побывали на твоем мероприятии. Остается, конечно, делать классный контент. Но это тоже не всегда работает. Приходится включать «харизму» :) Лично приглашать, приводить людей за руку.

Бывают ситуации, при которых приходится работать наперекор, чтобы получить результат. Расскажу историю. Прошлой осенью ко мне обратились за помощью ребята с довольно сложным проектом. Каждое лето они занимаются со взрослыми людьми, с людьми с психоневрологическими особенностями из Свирского и Пуховичского домов-интернатов и создают керамическую посуду. Осенью по итогам занятий они делают ярмарку-продажу с концертом. 

2707.jpg

В своих посылах они делали акцент на социальную значимость проекта, а обывателя это пугает. Человеку предлагают купить тарелку, над которой хочется плакать. Плохая история. При этом посуду они делают действительно модную — дорогая яркая глазурь, с узорами от кружев и т. д. Поэтому я подумала, что событие нужно сделать модным. Назвала его «Талерка-маркет» и подала в текстах в «хипстерском» стиле. При этом упоминание о том, кто сделал эту посуду, конечно же, было. Но без слезного описания тяжести ситуации. В итоге, организаторы были в полном шоке от количества людей, посетивших мероприятие, от продаж. Получила за это не только обещанный гонорар, но и бутылочку отличного вина.

"Найбольш эфектыўна працуе добры кантэнт"

Воля Чайкоўская, дырэктар фестывалю кіно Паўночнаеўрапейскіх краін Паўночнае ззянне (Northern Lights Nordic Film Festival in Belarus):

vcz.png

— Фестываль "Паўночнае ззянне" выкарыстоўвае максімальную колькасць інстурментаў для прасоўвання, якую толькі можна выкарыстаць у Беларусі. У нас ёсць Facebook-старонка, YouTube-канал, зараз працуем над стварэннем уласнага сайту. Акрамя ўсяго, на мінулым фестывалі мы выкарыстоўвалі, так бы мовіць, элементы крос-прамошэна, калі прасілі Instagram-блогераў разыграць квіткі на фестываль.

Канешне, мы сябруем з беларускімі медыя і выкарыстоўваем іх прома-магчымасці. Такія як афішы фестывалю на розных рэсурсах, акцыі. Напрыклад, сёлета мы таксама разыгрывалі квіткі праз парталы 34mag і 34travel, нам актыўна дапамагаў партал citydog, таксама мы разыгрывалі квіткі ў эфіры беларускага радыё. У планах – прэзентацыі фестывалю ў рамках іншых культурных мерапрыемстваў.

13083139_1062552567150547_2483046402937359865_n.jpg

Калі ацэньваць эфектыўнасць інструментаў, то найбольш эфектыўна працуе добры кантэнт. Сёлета на паказах "Паўночнага ззяння" ў Мінску былі практычна адны sold out’ы, таму што кіно мы паказвалі добрае. Канешне, дапамагла афіша на tut.by і іншых рэсурсах, асобныя матэрыялы з падборками, якія фільмы "Паўночнага ззяння" варта паглядзець. Добрым піярам былі майстар-класы ў рамках фестывалю з гасцямі фільммэйкерамі Оле Хрысціянама Мадсанам, дацкім рэжысёрам з HBO, напрыклад.

А вось розыгрышы ў Instagram спрацавалі не вельмі добра. Не было шмат рэпостаў. Магчыма, мы абралі блогераў, аўдыторыя якіх не зусім адпавядае аўдыторыі фестывалю. У наступным годзе, напэўна, зробім уласны Instagram-акаўнт і ўсе акцыі фестывалю будуць адтуль успрымацца з большым даверам. 

13087710_1063354467070357_1675801961188151192_n.jpg

Што тычыцца аўдыторыі, то яна залежыць выключна ад канкрэтнай культурнай ініцыятывы. Але беларуская сітуацыя спецыфічная, хаця і стала мяняцца апошнія 2-5 гадоў. Раней у нас была адна аўдыторыя на ўсе культурныя ініцыятывы. Цяпер, што праўда, у сэнсе кінааматараў, стала фарміравацца сваё кола інтэлігентных прыхільнікаў. Гэта вельмі радуе. Хаця, канешне, любы кінафестываль мае на мэце прыцягнуць як мага большую аўдыторыю.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: