#Поработала в Москве и вернулась. Потому что в Минске ценность человека выше. Креативщик Дарья Герасименко о собеседованиях и работе в России

23 Января 2019 3752 3 HR Интервью Креатив Мнение
Поделиться

Так уж сложилось, что Беларусь поставляет "креативные" мозги и для дальнего, и для ближнего зарубежья. Почему рекламисты, дизайнеры, медийщики решают поехать работать за границу? Что ими движет и что они ТАМ для себя находят?

Marketing.by начинает серию интервью с беларускими профессионалами, которые имеют опыт работы за рубежом. Мы расспросим их, стоило ли ехать испытывать свои силы на других рынках.

Сегодня публикуем разговор с креативным профи Дарьей Герасименко, которая в Беларуси поработала во многих рекламных агентствах, а потом на некоторое время уехала в Москву – и вернулась.

909_oooo.plus.png

- Мое решение ехать в Москву было связано с глобальной усталостью от многих вещей в Минске. В профессиональной деятельности стало казаться, что задачи — скучноваты. Было непонятно, куда развиваться. Казалось, что в городе тесно, что здесь уже все испробовано.

Я не ставила цель переехать окончательно. Мне было интересно съездить, придумав себе занятие на какое-то количество времени, и за это время ответить себе на вопрос — могу я находиться в Москве или нет, насколько мне это интересно и комфортно.

В итоге я попала на четырехмесячный курс по стратегии в московской «Икре». Параллельно с «Икрой» я пошла в «Антишколу» при Театре.doc.

92.jpg

Когда мои учебы закончились, я решила искать работу и прошла через бесконечные поиски и собеседования. В Москве трудоустройство делается не так быстро, как в Минске. Если у нас агентству нужен кто-то быстро, то ты приходишь на собеседование, и тебя просят выйти на работу уже в понедельник. В Москве “срочно” это значит, что позицию необходимо закрыть за 2 месяца.

- Почему так?

- Большой город — есть из кого выбирать. В Минске все друг друга знают, и если ты кого-то нашел, то впиваешься зубами и держишь.

В Москве у меня не было долгого времени на рассусоливания — банально заканчивались деньги.

Во время этих походов по агентствам мне стало понятно, что я уже не могу работать как специалист. В Минске я уже была в управляющем составе, а в Москве - теряла в должности и откатывалась по функционалу. Хотя по деньгам выходило тоже самое — потому что там другие зарплаты и групп-хед может получать, как у нас креативный директор.

- А почему теряли в должности?

- По разным причинам. Например, я не знаю их рынка. Или что в Москве меня никто не знает, чтобы рассматривать сразу на высокую позицию.

Кроме того, обычно в Москве позицию креативного директора занимают люди, выросшие внутри компании. И чтобы дорасти до такой должности, нужно начинать в агентстве с более низкой позиции.

Например, меня звали в крупное сетевое агентство, но там была неинтересная работа — тебя вручают одного клиента и для него ты пишешь 2 года сценарии видеороликов. В Минске - совершенно невозможно, чтобы тебя усадили за какого-то клиента на несколько лет. В Беларуси приходится обрабатывать очень большое количество клиентов и задач от них. Одновременно можно закрывать и радио, и «наружку», и ролики, и диджитал, и BTL.

В московских бутиковых агентствах в топ-менеджент не пробиться, потому что ребята-создатели сами закрывают все высокие позиции.

В маленькое агентство можно попасть, но там для меня были сложности с системностью в работе. Наверное, самое бессистемное агентство в Беларуси будет посистемнее любого московского.

Сложно сказать, что мой опыт репрезентативен — я обошла всего 30-35 агентств, а их там тысячи. И если в Москве провести не 7 месяцев, а 7 лет, то, конечно, найти свое место и комфортное агентство для работы можно.

IMG_20190121_140816_803.jpg

- Какие выводы для себя сделали? Чем отличается работа в Минске и Москве?

- Собеседования удивили тем, что было много странных ситуаций. Например, я делаю тестовое задание, прохожу серию собеседований, на которых всем очень нравлюсь, а потом резко пригласивший меня человек перестает отвечать на мои письма и сообщения. Так как я параллельно рассматриваю несколько предложений, то пишу ему во все мессенджеры: дайте обратную связь, нужно знать, что вы себе думаете.

Короче, меня три недели игнорируют, а потом пишут: «Даша, извини, мы проиграли два тендера и не можем тебя взять - у нас нет денег на эту штатную единицу». Так а какого черта вы меня провели через тестовое задание и кучу собеседований, если у вас даже не утверждена позиция?! Нахожу это очень неуважительным отношением к моему времени и ко мне как профессионалу.

В Минске я с таким никогда не сталкивалась, сама команды тысячу раз собирала и подобной ситуации никогда не могла себе позволить, если мы не уверены, нужен нам человек или нет. А в Москве такие ситуации были не единичны.

Ценность человека в Минске тотально выше, так как здесь меньше кадров. Иногда проще отучить специалиста с нуля, чем переманить с другого агентства. А в Москве - высокий трафик людей, они ходят из агентства в агентство стайками.

- Чем в итоге закончился ваш поход на Москву?

- Благодаря Москве я стала понимать, что мой уровень требований к рабочему месту очень высок, и эти требования в голове очень четко обозначились. Я поняла, чем хочу заниматься, какую роль занимать в компании, сколько зарабатывать и т. д.

Ну и в определенный момент возникло предложение из Минска, из PR3, где я уже работала четыре года назад и представляла, что это за агентство и как оно работает. У нас было мегакомфортное собеседование с управляющим компанией (тогда это была Лена Живоглод) — мне прекрасно разложили мой функционал, зарплату, ценности компании на данном этапе. Это была красивая и откровенная беседа - как я люблю, и мне было понятно, что я буду делать и зачем.

Решила, что этому агентству я могу уделить 2 года жизни, а потом, возможно, вернуться в Москву, но уже с заработанными деньгами и возможностью там больше учиться, чем работать.

- Возвращение на родину — это воспринимается окружающими как поражение?

- Я же хитрая! Я понимала, что может быть такой сложный некомфортный момент, и поэтому изначально не говорила, что еду с концами. Возвращение упрощается, когда ты не объявляешь всему миру: «я поехала, прощайте»! И не говоришь всем окружающим в лицо, что ты о них думаешь на самом деле — типа какая разница теперь, я уезжаю навсегда.

Я ехала на разведку, а значит, имела полное право вернуться.

Когда я приехала назад в Минск, у меня было чувство, что я сейчас выдохну, наберусь сил, заработаю чуть-чуть денег и снова туда вернусь. Я очень скучала по Москве, там у меня сложились очень прикольные социальные связи. И в культурном смысле Москва мне очень близка — я по пять дней в неделю проводила в театре. Я обожаю этот город, от Москвы у меня ощущения, что ты присоединен к какому-то глобальному аккумулятору энергии.

А Минск — это какой-то город для экспериментов, идеальная закрытая система, где нет никаких внешних факторов, ее нарушающих. Короче, как город в пробирке. Я не могу сказать, что это плохо. Здесь тоже можно очень гармонично существовать.

Через какое-то время после возвращения случился фестиваль SPRAVA, где я в течение недели поработала волонтером, и после него я поняла, что в Минске тоже есть что делать и с кем.

И если в Москве я могла вписываться во что-то классное, но всё же чужое, то в Минске я сама могу создавать проекты: зачем вписываться, если можно придумать что-то свое и собрать под это команду? И это получается — сейчас кроме работы у меня есть четыре творческие активности.

IMG_20190121_144512_704.jpg

- Давайте подытожим: можно в Москве реализовать профессиональные амбиции в сфере рекламы? Стоит ли туда ехать?

- Конечно! Например, я успела поработать в агентстве, которое ориентировано на блогеров. Это очень интересный опыт, потому что в Москве огромное количество охватных блогеров, бюджеты выделяются такие, что есть возможность реализовывать интересные и амбициозные проекты.

Да и в любой сфере бюджеты у клиентов больше. Скажем, если в Беларуси работа с автомобильными брендами происходит очень скучно, потому что это в основном адаптации глобального креатива, собственных съемок нет и очень мало возможностей развернуться. То в Москве, когда обслуживаешь автомобильный бренд, реализовывать возможно все что угодно. Предложишь очень смелые инсталляции — на них найдутся и деньги, и ресурсы крутых подрядчиков. В Минске ты постоянно упираешься и в возможности продакшна, и в бюджеты.

- Но в то же время ты приезжаешь туда и попадаешь на позицию ниже...

- Просто у меня есть проблемы с гибкостью и с терпением. Приходишь на собеседование, а там мальчик, который хвастается тем, что он уже два года как креативный директор. Ну ок, а я уже 6 лет как креативный директор. И он меня собеседует как групп-хеда или старшего копирайтера. Только не понятно, как дальше вместе работать, как я буду подчиняться человеку, опыт которого значительно скромнее чем мой. Или был случай, когда собеседовал уже человек посолиднее, но задавал такие вопросы, что у меня возникли сомнения в его профессионализме.

Но если проблем с гибкостью нет, в Москву можно ехать. Например, когда тебе еще не зазорно делать не самую сложную работу. Или же переезжать в Москву уже известным человеком, у которого здесь совершенно невероятный бэкграунд — каких-нибудь 15 каннских львов. Ну есть и третий вариант, когда ты вполне нормально принимаешь любую реальность и терпеливо относишься к тому, что придется сделать несколько шагов назад — но зато потом у тебя есть перспектива сделать быстрые шаги вперед.

Москва.jpg

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: