«Креатив в бизнесе». Сергей Вайнилович, 21vek.by: «Люблю, когда кто-то называет нашу идею полным бредом»

12 Сентября 2017 Текст - Павел Береснев, фото - Антон Мотолько 4930 4 Бизнес Интервью Компании Креатив Мнение Творчество Тренды Экономика
Поделиться

В любом бизнесе присутствует доля креативности, без которой компания вряд ли способна создать уникальный продукт или услугу. Это можно назвать I-creativity — инициативность и инновационный подход к производству и решению бизнес-вопросов.

Marketing.by совместно с дистрибьютором PARKER PEN в Беларуси компанией Universal Press начинает новый проект — «I-Creativity: Креатив в бизнесе». В нем мы расспрашиваем руководителей компаний о том, как они рождают идеи и используют творческий подход. А затем — мы берем образец почерка нашего героя и с помощью профессиональных графологов получаем оценку характера, которую так любопытно сопоставить с впечатлением от интервью.

И первый герой нашего проекта — Сергей Вайнилович, управляющий и соучредитель онлайн-гипермаркета 21vek.by.

Motolko_yh6t7549_cr.jpg

— Сергей, какой была  ваша первая серьезная бизнес-идея?

— Если не считать юный бизнес-опыт в стиле «купи-продай» в школьные годы, то первой более-менее-серьезной бизнес-идеей была продажа мобильных телефонов. Затем она трансформировалась в продажу крупной бытовой техники через интернет. То есть, по сути, первая бизнес-идея и оказалась успешной — получился онлайн-гипермаркет 21vek.by.

После были и другие идеи, которые оказались не столь успешными. Например, полностью провальным оказался проект с вендинговыми аппаратами с кофе и снеками. Была неудачная попытка организовать доставку товаров с американских Amazon и eBay: я до сих пор считаю эту идею полезной для потребителя, но из-за наших таможенных правил и особенностей ее не получилось реализовать. Инвестировав время и деньги, все равно пришлось проект закрыть, а идею похоронить.

Но я счастлив, что все эти идеи не получились: это расставило все по своим местам. Я понял, что не все должно получаться по умолчанию. Это меня отрезвило в бизнесе.

— Расскажите о школьном бизнесе — там были оригинальные идеи?

— В СССР схема «купи-продай» была модной среди молодежи, и мне тоже было интересно это попробовать. Большие инвестиции не требовались: покупаешь в Москве на Лужниках коробку «Сникерсов», а потом их продаешь в Минске на станции «Институт Культуры». И не так нужны были эти деньги, как хотелось узнать, насколько просто можно их заработать. Оказалось, что очень легко.

— Продажей бытовой техники занялись тоже ради интереса? Или все-таки нужно было зарабатывать деньги?

— Конечно, в студенчестве денег остро не хватало. Поэтому продажа бытовой техники казалась временной возможностью заработать. Но после это переросло в серьезный бизнес.

С какими целями люди занимаются бизнесом? Есть три варианта: бизнес как хобби, построение семейного бизнеса или бизнес-империи, бизнес на продажу.

Я иду по третьему пути: если твой бизнес кто-то хочет купить, значит, построенная тобой модель нужна кому-то еще, более крупному и успешному. Это очень мотивирует.

Motolko_yh6t7595_.jpg

— Хорошо, пришел более крупный инвестор и купил бизнес. Что дальше? Продолжать работать как управленец или родить новую идею?

— Конечно, хотелось бы придумать новую бизнес-идею и в ней тоже быть успешным. Хотя, возможно, все следующие идеи будут провальными — гарантии успеха нет.

Но мне нравится весь этот процесс: рождение идеи, затраты времени и денег, чтобы доказать ее жизнеспособность, выход на прибыль и… успешная продажа реального работающего бизнеса. Я бы хотел сделать за жизнь такое «рождение» несколько раз, чтобы 21vek.by не был единственной успешной  идеей.

Но, к сожалению, пока абсолютно нет новых идей, я полностью погружен в 21vek.by. Но думаю, что они обязательно появятся — как только я начну об этом думать более-менее серьезно.

— Как вы генерируете идеи, которые внедряете в действующий бизнес?

— Я очень люблю общаться с людьми. Мне скучно пообедать одному в ресторане или дома, потому что я тогда ничего нового не узнаю. Гораздо интереснее провести время  с кем-то — и это могут быть люди из разных отраслей бизнеса. Я стараюсь расширять свой кругозор, поэтому мои собеседники могут ориентироваться во всем — рекламе, ИТ, автомобилях, котировках и т.д. Это помогает легче понять, какие бизнес-идеи действительно можно реализовать, а какие являются просто информационным шумом.

4.jpg

В процессе общения мне постоянно дают какие-то рекомендации, замечания, советы, и я все это фиксирую в «айфоне» — у меня миллион закладок во всех таск-менеджерах. Потом, когда я буду лететь в самолете без интернета, я обязательно все пересмотрю и отберу то, что можно использовать.

Motolko_yh6t7591_.jpg

Также я читаю все отзывы, которые к нам приходят — жалобы, идеи. Много общаюсь с сотрудниками во время рабочего дня — один на один с компьютером я могу поработать и дома или в отпуске, когда вокруг никого нет. Такое общение и коммуникация с максимально широким кругом людей мне и помогает генерировать идеи.

И еще один момент интересный момент — часто свежие мысли возникают в конфликтах. Я очень люблю конфликтные ситуации, например, когда кто-то назвал нашу бизнес-идею полным бредом. Для меня это вызов, чтобы доказать обратное и довести спор до конца. Может это и не так эффективно, но это серьезный пинок, который заставляет двигаться вперед. Если нет конфликтов, я начинаю засыпать на работе, мне становится скучно.

3.jpg

— А сесть на берегу моря и черпать идеи из космоса? Или, например, во время путешествий?

— Просто сесть и придумывать идеи — так у меня не бывает. Я часто читаю, что у людей так и происходит, но не у меня. Если я один, то я открываю ноутбук. И не фильм посмотреть, а поработать. К сожалению, я стал читать гораздо меньше книг — мне интереснее почитать Facebook, чем книгу. Я человек клипового мышления, и наиболее эффективно я работаю, когда концентрируюсь на задачах на короткое время. Такая же клиповая структура у «Фейсбука»: есть 30-60 секунд, чтобы понять, о чем пишет человек, и еще пару минут на комментарии и дискуссию, если заинтересует.

— Как вы оцениваете идеи, которые услышали из общения с людьми?

— Я тут же делюсь идей с сотрудниками, чтобы они тоже над этой идеей подумали. И мы все вместе решаем, крутая идея или нет.

С другой стороны, я понимаю, что постоянное подкидывание идей сотрудникам отвлекает их от работы. Но по-другому я не могу. Хотя некоторые вещи, которые изначально предполагают большие трудозатраты на реализацию, я даже никому не рассказываю, чтобы не отвлекать. Одно из моих кредо в бизнесе: все должно быть элементарно, потому что сложное очень долго реализуется.

Например, мы задумали начать продавать в России. Проект большой, сложно прогнозируемый и финансово затратный. Мы с этой идеей ходили 3-4 года, пока я не сказал: либо мы сейчас это делаем, либо никогда. И мы ничего не считали, а просто за три месяца сделали сайт и начали продажи в России. Нам надоело ходить и говорить, что мы когда-нибудь начнем, я очень не люблю незавершенные процессы, которые постоянно висят в списке задач. На корабле должен быть порядок.

— Бывает, что подсматриваете бизнес-идеи у других?

— Очень редко. Подглядывать идеи — это нормально, но почему-то у нас в компании это не очень работает. Да и своих идей хватает.

Конечно, мы смотрим, что происходит на американском и европейском рынках, но там все по-другому, мало применимо для Беларуси.

Motolko_yh6t7552_.jpg

— Кто из людей вас вдохновляет?

— Слежу за всеми лидерами e-commerce-проектов: люблю читать о них новости, но это больше не фанатизм, а чтобы ориентироваться в отрасли.

Что касается вдохновения, то мне очень нравятся Евгений Чичваркин и Олег Тиньков. Они колоритные, публичные, эпатажные, эмоциональные.

Из беларуских бизнесменов мне очень симпатичен Саша Василевич, директор «Гепта Групп». Его хипстерская культура очень сильно отражается на манере переговоров: он приходит, закидывает ноги на стол и считает это абсолютно нормальным. Это очень круто, такой креативный подход к переговорам и работе. Это вызывает дополнительное доверие.

Motolko_yh6t7561_cr.jpg

— Как вы считаете, есть ли место креативу в бизнесе?

—Да, в любом бизнесе. У меня в основном креатив заключается в управлении сотрудниками. Нам делали HR-аудит и сказали, что компания больше похожа на тусовку. Я оцениваю это как позитив: мне нравится, что у сотрудников есть свобода. Понятно, что есть отделы, которые должны приходить в офис в 9:00 и работать с клиентами, партнерами и банками. Но если человек работает с ноутбуком, то ему можно вообще не приходить в офис, а работать на террасе, в кафе, дома. Главное — быть эффективным, и чтобы его руководитель был доволен.

2.jpg

Также креатив реализовывается через маркетинговые компании – клиентов обязательно нужно привлекать чем-то нестандартным и интересным. Но если убрать маркетинг и продвижение, то в интернет-торговле на 99% все скучно. Потому что ключевой компонент в нашем бизнесе — это логистика, где четкие процессы, которые должны работать как часы.

Motolko_yh6t7583_.jpg

Мы попросили Сергея Вайниловича оставить свой образец почерка – на бумаге ручкой Parker – для графологической экспертизы характера. Профессиональные графологи центра Vecanto дали свою оценку характеру Сергея. Вот что получилось узнать о нашем герое по почерку:

Социальные характеристики

  • Про таких людей говорят, что они отсутствуют для внешнего мира, так как всегда заняты на работе.
  • Быстро вливается в компанию. Коммуникабелен,  как собеседник - общительный, всегда интересен, поскольку привносит новые веяния и  информацию (для других).
  • Важна статусность и мнение авторитетов в интересующей области.
  • Законопослушен. На прямой конфликт не идет: предпочитает худой мир хорошей войне.
  • Темы о политике при контакте  - не приветствуются.  Все, что связано с интригами -  крайне  неприятно.
  • Имеет высокие ожидания по отношению к другим. Но не очень хорошо разбирается в людях.  На фоне этой картины периодически разуверивается. Но склонен всегда давать второй шанс, несмотря на то, что люди не соответствуют его ожиданиям и все равно разочаровывают (своего рода постоянное спасательство).

Рабочие характеристики

  • Очень энергичен и трудоспособен. Ему нравится быть занятым, быть постоянно в процессе, и делать то, что ему нравится (именно тогда повышается эффективность).  Постоянно оттягивает до последнего (по аналогии, завтра экзамен, сегодня вечером я начинаю готовиться).  Присутствует высокая степень перфекционизма. В частности, поэтому, очень трудно завершать дела, отсюда — постоянное возвращение и доработки, и невозможность поставить точку в деле.
  • Качественно делает свою работу, чтобы за нее не было стыдно. При этом очень сильно может погружаться в процесс и "полировать до блеска" не разделяя приоритеты (имеется в виду, что полировать нужно не везде и можно не самому). Необходимо всячески избегать рутинности и на определенном этапе делегировать. Но с делегированием трудно, поскольку опасается, что другие "не потянут".
  • Тактик. Видит подводные камни в любом новом начинании. Боится ошибиться и попасть в неловкое положение. При поиске новых направлений будет искать обходные пути и наиболее слабые участки сопротивления во внешней среде (например, у конкурентов).
  • Не любит внезапность и неожиданность в принципе, чего бы этого не касалось.

Проект «I-Creativity: творчество в бизнесе» реализуется при поддержке компании Universal Press - официального дистрибьютора Parker в Беларуси.

Parker – сосредоточьтесь на ваших идеях!


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: