Зачем стажеры отделу брендинга и PR? Разбираемся в мотивации компаний и студентов на примере «Зубр Капитал»

16 Августа 2016 marketing.by 5288 0 HR Компании Образование
Поделиться

В американских фильмах нам часто демонстрируют позитивные истории о стажерах, которые сначала разносят кофе, а потом становятся крутыми профессионалами. А как обстоит дело в белорусских компаниях, так ли все романтично? Marketing.by разбирался в мотивации наших руководителей, которые набирают стажеров, а также поинтересовался мнением студентов, что они думают о такой неоплачиваемой форме работы.

Компания «Зубр Капитал» в начале лета искала студентов 3-5 курсов на стажировку в отдел брендинга и PR с возможностью последующего трудоустройства. Срок стажировки – 2-3 месяца, в условиях приема – 20 часов работы в неделю, гибкий график, чай/кофе и отличный офис с работами современных художников на стенах.

13419068_1075132509225921_2375543330174745484_n.jpg

О работе со стажерами Marketing.by рассказала Антонина Серякова, бренд-менеджер «Зубр Капитал»:

as.png

— С какой целью набираете стажеров?

— Компания «Зубр Капитал», как говорит Олег Хусаенов, похожа на футбольную команду, где игроков немного, но каждый из них незаменим. В нашей команде работает 13 человек. Поэтому массового потока стажеров у нас нет, хотя опыт работы со стажерами в сфере финансов уже имелся.

В этом году мы решили попробовать поработать со стажерами по бренду и PR, так как сейчас «Зубр Капитал» реализовывает множество PR-проектов. Например, ТВ-проект «Мой бизнес», где мы развиваем два небольших бизнеса, каждому из которых нужна PR-поддержка и развитие бренда. Стажеры обеспечивают отличную подушку безопасности и поддержку небольшим компаниям.

Человек раскрывается в работе, а здесь на небольших проектах лучше всего видна мотивация стажеров, их трудолюбие и стиль мышления. Поэтому стажировка для «Зубр Капитал» — это не только способ «заткнуть дыры» на время большого количества проектов, но также возможность найти и «вырастить» будущих бренд-менеджеров для наших портфельных компаний.

Потому что каждый раз, когда в наших компаниях открывается вакансия бренд-менеджера – это оказывается настоящим испытанием для нашего HR-отдела. Потому что позиция требует уникальных компетенций и знаний. К сожалению, специалистов подобного уровня не готовят в наших вузах. Поэтому мы приняли решения растить этих специалистов у себя.

— На каких условиях к вам приходят стажеры?

— Стажеры работают в течение двух месяцев, каждый их них специализируется на одном конкретном проекте. Это не размывает ответственность каждого стажера. Мы погружаем стажеров в реальные условия работы. Они занимаются развитием бренда небольших компаний. В их обязанности входит написание пресс-релизов, организация мероприятий, интервью, переговоры, разработка стратегии продвижения, например, в соц. сетях.

Безусловно, по каждому пункту мы работаем совместно, я не оставляю их один на один с проблемой, но даю большую свободу для действий. В общем, стараюсь максимально адаптировать условия стажировки к реальной работе.

— Какие критерии отбора кандидатов?

— В общем-то стандартные: претенденты подавали резюме (мы получили более 50), далее я отправляла тестовое задание. Оно состояло из двух частей: 1) придумать название для мебельной компании, 2) разработать PR стратегию Школы Робототехники.

— Насколько прием стажеров для компании трудозатратен?

— Конечно, работа со стажерами отнимает много времени, однако это того стоит. Найти специалиста в области бренда еще сложнее, если честно.

Стажерами занимаюсь только я и, разумеется, директора небольших компаний, с которыми работают наши стажеры.

— Какие минусы вы видите от приема стажеров?

— С точки зрения компании риски заключаются в том, что стажеры не институциализированы в своем статусе, то есть не связаны ни какими обязательствами с компанией, кроме моральных. И в один прекрасный день ваш стажер может просто испариться. У меня, к счастью, такого сценария пока не было: все стажеры очень мотивированы и ответственны. Такую проблему можно решить качественным отбором стажеров и хорошей мотивацией.

Что касается самих стажеров, здесь можно выделить более существенные социальные трансформации. В последнее время социологи обеспокоены растущим уровнем людей, которые не имеют постоянной занятности. Речь идет не только о люмпенах, но и о креативных специальностях. Этот новый класс социологи называют прекариатом. Гай Стэндинг в своей книге «Прекариат: новый опасный класс» (которую я рекомендую прочесть всем студентам, hr-ам и pr-щикам) отметил: «Прекариат чувствует себя подавленно не только потому, что перед ним маячит только перспектива смены все новых и новых работ, каждая из которых связана с новой неопределенностью, но также и потому, что эти работы не позволяют завязать прочные отношения, какие возможны в серьезных структурах или сетях». И это действительно большая опасность для студентов. С одной стороны, благодаря стажировкам они могут получить очень хороший опыт, рекомендации, сделать себе networking, что позволит им найти неплохую работу. С другой стороны, важно, чтобы стажировка не превратилась в образ жизни.

— Как можете оценить уровень профильного образования студентов, которые претендовали на роль стажеров?

— Честно говоря, я всегда верила в роль самообразования и мотивации. Именно они определяют уровень стажеров и твой профессионализм. Уже только ленивый не ругал наше образование. Потому я вспомню одну прекрасную фразу австрийского писателя Томаса Бернхарда, который сказал: «Все университеты плохи, но тот, в котором довелось учиться тебе, хуже всего».

Университет — это не только система, но, прежде всего, люди. А люди — это не только преподаватели, но и студенты. Именно от их усилий зависит то количество и качество знаний, которые они вынесут из университетов, какими бы плохими они бы не были.

Яна Коваленко, стажер в «Зубр Капитал»:

stazh1.png

— Для меня стажировка — это, в первую очередь, возможность на практике попробовать себя в какой-то сфере. В нашей стране мы очень рано сталкиваемся с вопросом выбора профессии — лет в 17. Поэтому зачастую к пятому курсу студент не имеет ни малейшего представления о том, чем бы ему хотелось в жизни заниматься. И с этого непонимания начинаются тяжелые и долгие поиски себя, которые иногда затягиваются на много лет. Для меня же было важно постажироваться как можно больше и в разных сферах, дабы уже к 5 курсу понимать, в каком направлении развиваться дальше.

Конечно, не стоит ожидать, что тебя пригласили в компанию и будут сразу давать интересные задания, уделять максимум внимания и подстраиваться под твои интересны. Везде необходимо проявлять инициативу, порой выполнять работу, которая тебе совсем не интересна. Главное – понимать, что в результате ты растешь как специалист, и любой труд приносит свои плоды. 

Уровень вузовского образования можно оценивать по-разному, но в общем и целом теоретические знания нам дают хорошие. Проблема только в том, что не всем эти знания нужны. Отсюда и нежелание их получать и мнение о том, что вуз не дает никаких знаний. Студент должен больше времени уделять самообразованию, а иначе результата не будет.

Евгений Вовчок, стажер в «Зубр Капитал»:

stazh2.png

— Я читал несколько историй про людей, которым стажировки помогли получить ценный опыт и найти хорошую работу. Увидев объявление от «Зубр Капитал», решил не отставать от них.

Задания для отбора были в меру сложные. Чтобы их решить, мне нужно было в короткие сроки научиться новому: составлять PR-кампании, создавать дизайнерские баннеры. Но если я справился без предварительной подготовки, значит любой человек, у которого есть желание, тоже сможет справиться с этим.

На деле стажироваться оказалось еще лучше, чем я ожидал. Боялся, что меня просто загрузят рутиной, не доверят полноценную часть работы. Однако все оказалось совсем не так: передо мной поставили интересные задачи и научили эффективно их решать.

Как оцениваю вузовское образование? Честно признаюсь, что из двух курсов университетской учебы на практике я смог применить лишь пару лекций из маркетинга. И то эту информацию можно было прочитать в интернете.

«Тень» на один день

C 2014 года Ассоциация Европейского Бизнеса начала реализовать в Беларуси инициативу Job Shadow Days, которая заключается в однодневных стажировках студентов в частных компаниях: студент становится «тенью» ментора и проживает целый день в реальной рабочей обстановке. Основная цель Job Shadow Days — познакомить студентов с выбранной профессией: возможно, кто-то еще до окончания вуза найдет свою узкую специализацию, а, может быть, и примет решение вообще поменять профессию.

О том, зачем бизнесам студенты на один день, рассказала Марина Боровко, заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса:

mb.png

— У компаний может быть разная мотивация участвовать в Job Shadow Days. Во-первых, это возможность присмотреться к активным студентам и впоследствии предложить им длительную практику и трудоустройство. Это не является самоцелью нашей инициативы, однако мы уже имеем примеры, когда несколько компаний таким образов нашли себе молодых сотрудников. Во-вторых, менторством можно мотивировать своих сотрудников: назначение ментором воспринимается как как определенная степень доверия и поощрения от руководства. Также опыт менторства может быть использован и в качестве проверки сотрудника перед повышениям в должности: справится ли этот человек с работой по управлению другими людьми? Наконец, участие в Job Shadow Days — это социальный PR. Компании показывают свою ответственность перед обществом, делятся опытом и знаниями, а мы рассказываем об этом на круглых столах и конференциях, в СМИ

Для компаний-участников акции это дополнительный «добрый» пиар, который показывает их социально ответственными бизнесами.

Сейчас Ассоциация Европейского Бизнеса объявила новый, пятый набор менторов и теней для участия в акции Job Shadow Days, которые пройдут с 29 по 31 августа 2016 года. Особенность этого года — проведение инициативы во внеучебное время.

zastavka_jsd.jpg

— Мы понимаем, что сейчас время отпусков, но вынуждены по рекомендациям Министерства образования провести акцию летом. Потому что если студент вместо занятий идет на стажировку в компанию, то в случае чего ответственность за него будут нести и декан, и наша Ассоциация, и компания. А в период каникул студенты сами за себя отвечают, так как непропускают занятия. Сейчас мы пытаемся изменить законодательство, чтобы однодневные стажировки официально стали частью учебного процессе, — пояснила Марина Боровко.

Ассоциация Европейского Бизнеса собирает отклики студентов о том, как они провели свой день в образе “тени” ментора:

Ангелина Стальмакова, БГУ (стажировка в аудиторской компании Baker Tilly Bel):

 as.png

— Мой день был в компании Baker Tilly Bel был очень насыщенным и интересным, моим ментором была Анна, старший ассистент аудитора. Знакомство началось с написания теста, который предлагают всем кандидатам, которые хотят работать в данной компании: были задания по английскому, логике, Excel и бухучету. После прохождения теста стало понятно, по каким направлениям нужно совершенствовать свои знания. Затем меня познакомили с деятельностью компании на белорусском рынке и рассказали более подробно о всех плюсах и минусах в работе аудитора. Работа не из легких, но, если к этому действительно лежит душа, она будет приносить удовольствие.В рамках стажировки я узнала, как выглядит отчетность, выполненная по стандартам МСФО, и даже попыталась сама выполнить порученное задание по трансформации белорусской отчетности в международную.

Яна Богданович, БНТУ (стажировка в компании Office Solutions):

jb.png

— Во время стажировки со мной общались и рассказывали о себе сотрудники, работающие в команде, но в то же время выполняющие разные задачи. Мне удалось взглянуть под разными углами на работу, вдохновиться и ознакомиться с задачами, которые стоят перед мной в будущем. Так же я побывала на объектах строительства, понаблюдала за ведением переговоров и получила ответы на все интересующие меня вопросы.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: