АККК предлагает Кодекс профессионального поведения PR-специалиста или Этика, как способ выживания на рынке

24 Мая 2017 3368 1 PR Мнение
Поделиться

Беларуская Ассоциация компаний коммуникационных консультантов разработала и предложила к обсуждению сообществом Кодекс профессионального поведения для PR-специалистов. В чем главные мысли Кодекса, как он поможет понять клиентам, что их PR-консультант некомпетентен или неэтичен - marketing.by рассказал Председатель Совета Ассоциации компаний коммуникационных консультантов Роман Костицын.

Настоятельно рекомендуем внимательно прочитать этот текст, а также сам Кодекс - на взгляд редакции он сфокусирован на самых болезненных проблемах современной отрасли коммуникаций Беларуси. 

Зачем был разработан Кодекс

Хороший человек – это не профессия. И эта банальная истина, возможно, имеет право на жизнь. Но только не тогда, когда речь идет о коммуникационном консалтинге. «Плохие люди не идут в нашу профессию, - заявляет Председатель Совета Ассоциации компаний коммуникационных консультантов Роман Костицын. – Для них она гибельна. Манипуляция всегда слишком заметна и никогда не может заменить коммуникацию. Так что придется или стать хорошим, или сменить сферу приложения сил». 

Однако рынок диктует свои условия и не всегда PR-специалист– «белый и пушистый». Сам факт наличия в бизнес-лексиконе понятия «Черный PR» говорит о том, что кто-то под видом PR неоднократно предлагал нечто совершенно иное.

ethical.jpg

«Блюстителями этических норм профессии обычно являются отраслевые союзы или ассоциации. Именно поэтому мы выступили с инициативой принятия игроками рынка коммуникационного консалтинга определенных правил, основанных на Всеобщей Декларации прав человека, аналогичных кодексах, принятых крупнейшими мировыми и национальными PR-ассоциациями, и не противоречащих законам нашей страны, - рассказывает Роман Костицын. – Так получился Кодекс профессионального поведения АККК.

Документ этот не только представительский. Он носит сугубо прикладной характер. Клиенту или нанимателю он помогает отличить добросовестного специалиста от «волка в овечьей шкуре», а рынку и профсообществу - очиститься от дилетантов и шулеров, которые дискредитируют профессию.

Этический кодекс - это своего рода ориентир для тех профессионалов, которые стремятся к развитию и готовы ориентироваться на мировые стандарты, ставить себе более высокие задачи. Да, некоторые статьи этого Кодекса могут показаться спорными с точки зрения бизнеса в нашем местном понимании. Однако они позволяют даже несведущему в наших негласных правилах человеку понять, кому он доверяет репутацию и имидж компании. Этический кодекс регулирует отношения коммуникационного консультанта с клиентами, журналистами, коллегами и представителями государственных органов».

Итак, как же нам применить эти правила на практике? Как отличить «правильного» коммуникатора от «неправильного»? Кодекс профессионального поведения АККК предлагает 7 понятных «лайфхаков»!

Статья 6 «И нашим, и вашим»

Если ваш коммуникационный консультант представляет интересы вашего конкурента с согласия обеих сторон, это говорит о высоком уровне лояльности со стороны вашей компании и компании-конкурента. Однако, если консультант работает на вас и на вашего оппонента, а вы узнаете об этом случайно, это значит, что что-то в ваших отношениях пошло не так. Рекомендуем, как минимум, задуматься. Кстати, если в 90-е годы прошлого века такие случае носили массовый характер, то сегодня подобное – редкость для нашего рынка.

Статья 7 «Секретный фарватер»

О том, что информация, полученная консультантом о клиенте и его деятельности, конфиденциальна, знают даже первокурсники. Но мы на всякий случай напоминаем: если ваш консультант взахлеб рассказывает вам о тайнах конкурента, с которым работал раньше, имейте ввиду: ваши тайны он будет «хранить» с тем же усердием.

Статьи 9, 10, 11, 12 «Финансы поют романсы»

Никогда! Никогда консультант не может подписывать обязательства по ГАРАНТИРОВАННОМУ количеству публикаций или иных результатов. Не забывайте, что PR – это отношения со СМИ, основанные на создании информационных поводов, а не оплаты их услуг (хотя платные публикации тоже возможны, и эти особые случаи также описаны в Кодексе). Также очень странно, если ваш консультант просит дополнительное вознаграждение в случае перевыполнения им каких-то количественных или качественных результатов. Только заранее оговоренное контрактом, уважаемые коллеги! 

Ну а уж про то, чтобы брать подарки от третьих сторон, – думаем, это не стоит даже обсуждать.

Статья 13 «Сократ мне друг, но истина дороже»

Скажем так: если вы – клиент, и если вы, по своему незнанию или по злому умыслу, совершаете какие-то неправильные или даже противоречащие закону и этике действия, этически подкованный консультант всегда укажет вам на это. Более того, согласно этическим нормам, он даже может придать ситуации публичность, чтобы пресечь это некорректное поведение клиента и исключить возможность его повторения. Коллеги, это кажется странным, но это верно!

Статьи 14, 15 «Правда, только правда, ничего кроме правды»

PR – это всегда правда. Каждый специалист по коммуникациям должен усвоить это, как дважды два. Приукрасить и переакцентировать – да. Соврать – нет. Шила в мешке не утаишь – ложь рано или поздно выйдет наружу. И это нанесет невосполнимый урон вашей репутации. Поверьте, уж лучше меньше публикаций, чем дорогостоящие срочные антикризисные меры с негарантированным результатом.

Статьи 17, 18 «О себе и о других»

Кто из нас хоть раз не испытывал соблазна плохо отозваться о своем конкуренте? Этика профессии однозначно запрещает не только негативные высказывания о конкурентах, но и поддержание подобных разговоров, например, в общении с клиентом или третьим лицом. То же, кстати, касается и саморекламы. В этой профессии она, мягко говоря, не приветствуется – слишком интимны сферы, которые доверяются консультанту. 

Поэтому красочные выступления с описанием «своих» проектов (а на самом деле – проектов своих клиентов) для PR-специалиста — крайне дурной тон. 

Исключение, пожалуй, составляет случай описания PR-кейса на профессиональном ресурсе или мероприятии с максимально корректным указанием авторства проекта и первичной позиции клиента. Идеальная логика – делать это только вместе с клиентом. И, конечно, с соблюдением необходимых режимов конфиденциальности. Потому что в PR, в отличие от рекламы, креативная составляющая всегда лишь сопровождает стратегическую, а определять стратегию – исключительная компетенция клиента.

Статья 21  «Если друг оказался вдруг…»

По мнению автора, самая красноречивая с точки зрения профессиональной этики статья. Если коллега неправ, об этом нужно говорить вслух. Не только самому коллеге, но и широкой общественности. Более того, коммуникационный консультант, который допускает нарушение настоящего Кодекса другими участниками рынка, будет сам считаться нарушителем этого Кодекса. 

В нашем бытовом сознании, на котором, увы, все еще лежит отпечаток «тюремно-гулаговской этики», это может представляться чем-то вроде «стукачества». Однако в мировом понимании эта ситуация – акт предотвращения дискредитации профессионального сообщества, единственно верный и необходимый в соответствующей ситуации.

Мы отдаем себе отчет, что не всегда белорусские реалии располагают к принятию вышеперечисленных норм. Частенько клиент не хочет видеть грубейших этических ошибок консультанта, руководствуясь лишь низкой ценой на его услуги либо личной симпатией либо чем-то еще, что лежит уже в фокусе внимания правоохранительных органов. Но рынок диктует свои условия. Кодекс профессионального поведения PR-специалиста – это своего рода декларация прав его клиента на качественное и профессиональное полноценное обслуживание.

Ознакомиться с Кодексом, можно, скачав его здесь.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: