"Евроторгу" отказали в расширении. Чиновники и ритейлеры против монополиста

14 Июня 2018 sputnik.by 8258 0 Бизнес Ритейл
Поделиться

Группа компаний "Евроторг", владеющая сетями магазинов "Евроопт" и "Брусничка", попросила Министерство антимонопольного регулирования и торговли или поднять "монопольный потолок" в 20%, или вовсе его отменить. В среду вопрос обсуждался в МАРТ на расширенном заседании экспертного совета. Инициативу по снятию антимонопольных ограничений на рынке поддержали лишь две торговые сети, все остальные выступили против. 

Продуктовый склад компании Евроопт

© SPUTNIK / АНДРЕЙ ДИЧЕНКО

Резко против идеи выступил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов — по его словам, коллеги из регионов давали напутствие "биться до последнего патрона".

"Мы сегодня в большой степени определяемся с вектором развития страны. […] Или идем по развитию крупных сетей, то есть по олигархическому пути, либо в сторону развития малого и среднего бизнеса — народного капитализма", — предупредил Маргелов.

Союз предпринимателей, по словам его главы, является "категорическим противником безразмерного развития одних объектов за счет других".

По словам Маргелова, если сетям разрешат увеличить долю на 5%, в реальности она может вырасти на десять. "Этого будет достаточно чтобы мы потеряли малые и средние торговые предприятия — и производственные, и инфраструктурные. Речь идет о сотнях тысяч рабочих мест", — предупредил он.

Поднятый "Евроторгом" вопрос перед встречей в МАРТ рассматривали и в Ассоциации розничных сетей. По словам ее исполнительного директора Натальи Шаблинской, все участники ассоциации опрашивались по этому вопросу.

"Принципиально две сети высказались за увеличение доли свыше 35%: "Евроопт" и "Доброном". Остальные сети высказались против", — отметила она.

В итоге ассоциация направила в МАРТ уведомление о том, что выступает против увеличения монопольных квот. От организации, в состав которой входят 55% всего белорусского ритейла, такой голос существенен.

"Мы хотим сохранить хрупкий мир", — пояснила Шаблинская.

Категорически против уменьшения квот и министерство. В своем выступлении начальник управления организации торговли и общественного питания Виолетта Брезовская перечислила все доводы в пользу того, чтобы не давать "Евроопту" расширяться.

По ее словам, от производителей и поставщиков в МАРТ часто поступают претензии на работу сети: там требуют больших скидок и более выгодных условий.

Как позже добавил глава министерства Владимир Колтович, наценка на стиральные порошки достигает 100%, а скидки, которые производители дают на сгущенку, не чувствуются потребителями из-за высоких наценок.

Кроме того, компания уже превысила допустимые квоты. "Сетью превышено значение на территории 56 районов и городов", — отметила Брезовская.

По ее словам, сегодня "Евроторг" — крупнейший торговый монополист в республике, который "использует рыночную силу для влияния на общие условия работы". Расширение квот, уверены в МАРТ, поспособствует дальнейшей монополизации рынка.

Есть риски не только с точки зрения монополизации и сложностей контроля ситуации в целом при наличии столь крупного игрока. Нацбанк также заявляет о рисках в развитии банковского сектора — у половины банков есть в активах выданные компании кредиты.

Как призналась представительница ведомства, граждане действительно обращаются с просьбой открыть магазин сети, однако поступают сообщения и с призывами регулировать работу — особенно с поставщиками и производителями. Такие письма уходят и в Администрацию президента, и в парламент.

При желании "Евроторга" расширяться, отметила Брезовская, он не пользуется условиями 345-го указа президента, который снимает монопольные лимиты в сельских районах — их конкретные перечни устанавливают местные органы власти. Всего сеть открыла в подпадающих под действие указа деревнях и малых городах 34 торговых объекта, а в теории может спокойно открыть еще четыре тысячи.

Как в конце добавил глава МАРТ, доля "Евроторга" и так слишком большая: она в восемь раз больше, чем у ближайшего конкурента — "Короны". Дальнейшее расширение может быть рискованным и с точки зрения регулирования цен, и работы поставщиков и производителей, и банковской сферы. Наконец, уверены в ведомстве, компания может пытаться сама регулировать рынок.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: