Как заманить беларуса в картинную галерею: проект "Арт-Беларусь" рассказал о продвижении искусства

Поделиться

Проект «Арт-Беларусь» возник как естественное продолжение деятельности в сфере корпоративно-социальной ответственности ОАО «Белгазпромбанк» в 2012 году. За 7 лет своего существования, банк приобрел некоторые из работ Шагала и Сутина, вернул нам книгу Франциска Скорины и создал арт-площадку, которой так не хватало Минску, где наряду с постоянной выставкой работ художников Парижской школы выставляются современные беларуские художники, реализовываются проекты в сфере искусства и кипит постоянная жизнь.

Мы поговорили с Лизой Маслёнченко, специалистом по связям с общественностью проекта "Арт-Беларусь", о том, как вернуть беларусам интерес с искусству, какие методы продвижения в этой сфере работают, а какие нет, и почему политика банка — не платить деньги за освещение культурных проектов. 


Корпоративная коллекция стала продолжением проектов поддержки TEART и благотворительного фонда «Шанс». 

Ядром коллекции являются работы художников Парижской школы, потому что их вообще не было в стране. Потом стало ясно, что в стране нет много чего еще, и банк стал покупать работы XVI -XX века. Например, книга Франциска Скорины не относится к изобразительному искусству, но мы не могли упустить возможность пройти мимо этого артефакта. 


В дальнейшем проект Арт-Беларусь получил новую составляющую: не просто возвращение историко-культурных ценностей, но и поддержку развития арт-рынка. 


То есть, у проекта Арт-Беларусь сейчас две цели: возврат ценностей, которые показывают, что Беларусь появилась не с 1991 года с Независимостью, и не в 1944 году, когда освободили страну, и не в 1922 году, когда Советский Союз появился. 

Сегодня в галерее представлено более 50-ти произведений живописи, графики и скульптуры. Сама коллекция насчитывает 125 произведений, созданных с начала XVI века. 

Самое дорогое с точки зрения стоимости произведение в коллекции - «Ева» Хаима Сутина, приобретенная в 2013 году на аукционе «Sotheby's» в Нью-Йорке. Кроме того, в экспозицию входит крупнейшее в Восточной Европе собрание работ Льва Бакста.


Вторая составляющая – помощь развитию искусства в стране. Это «Осенний салон с Белгазпромбанком», международный фестиваль искусства «Арт-Минск», галерея «Арт-Беларусь», проекты ZAL#2 и ОK16 на Октябрьской.

"Арт-Минск" пройдет с 29 мая по 30 июня не только во Дворце искусства, но и на многих выставочных площадках города.

Покупатели, как правило, держат свои имена в секрете

Если говорить про разницу в позиционировании проектов, то "Осенний салон" для молодых авторов. Главное условие – возрастной ценз от 18 до 40 лет и гражданство Республики Беларусь. 

"Арт-Минск" – для всех, этот фестиваль моложе и крупнее. Кроме кураторского проекта во Дворце искусства задействовано более десятка галерей и выставочных пространств по всему городу, свои проекты представляют художники из других стран. 

"Осенний салон" – выставка-продажа, а Арт-Минск – поле для экспериментов и создание городской среды. 


Число посетителей с каждым годом все выше. В 2018 году "Осенний салон с Белгазпромбанком" посетило около 13 000 человек, "Арт-Минск" – 18 000.

В прошлом году во время "Осеннего салона с Белгазпромбанком" мы продали работ на 90 000 беларуских рублей. Покупатели, как правило, держат свои имена в секрете. Это не только беларусы. Картины приобретали как для личного пользования, так и в интерьеры помещений, кафе и разного рода заведения. Например, последний “Салон” посетили европейские топ-менеджеры одного из операторов мобильной связи и купили 3 работы. 

Галереи не хотят вкладываться в раскрутку бренда



Если бы с беларуским арт-рынком было все хорошо, "Осенний салон" не понадобился бы.  
Рынок только формируется. Отрицательная сторона в том, что нет крупных игроков и сформулированных правил игры. С другой стороны, это хорошо, потому что позволяет новым игрокам входить на этот рынок. В Европе или Штатах с этим сложнее, потому что для открытия галереи за рубежом расходы в разы выше.

У нас можно небольшими средствами начать свое дело. Если говорить про арт-рынок, то нужно понимать, что это в первую очередь система взаимоотношений между художником, галереей и покупателями. В Беларуси галереи не зарабатывают на художниках. Среда арт-рынка у нас не развита. Чтобы она формировалась, нужно, чтобы сами авторы гордились тем, что галереи продают их работы за большие деньги. А это, в свою очередь, уже упирается в малую покупательскую способность беларусов. 

В итоге у нас галереи основную прибыль получают не от продаж работ художника, а от продажи входных билетов или грантов, и не хотят вкладываться в раскрутку бренда. 

Поэтому художники предпочитают продавать работы напрямую, а не через галереи. А если художник продает работу из мастерской –  это как дерево, которое упало в лесу, но его никто не видел и не слышал. Арт-рынку нужна прозрачность и информативность. 

Зарубежные галереи делятся  информацией, что работы их художников продаются, например, за $10-15 тысяч, а когда автор продает работу из мастерской – никто не знает, за сколько он ее продал. 

Логотип и фирменный стиль «Арт-Беларусь» были разработаны Владимиром Цеслером. Но мы открыты для сотрудничества



Тот логотип и фирменный стиль, который "Арт-Беларусь" использует сейчас, был разработан Владимиром Цеслером в рамках проекта “Десять веков искусства Беларуси” и остался по сей день.

При этом мы открыты для любого рода сотрудничества. В перспективе планируем поменять фирменный стиль. Нам уже неоднократно присылали на бесплатной основе визуальные концепции фирменного стиля, но пока ни одно из решений не нашло отклика. 

Мы редко сотрудничаем с телевидением



Если говорить про каналы коммуникации, то какое-то время мы запускали рекламу в метро, на эскалаторах, размещали баннеры на площади Победы. Но в этих видах наружной рекламы ты можешь примерно оценить конверсию от совершенных действий. Поэтому сейчас для нас наиболее актуальны партнерские проекты, проекты в СМИ, сотрудничество с онлайн-изданиями. 

Последнее время мы редко сотрудничаем с телевидением. Они не хотят упоминать бренд банка, который является для нас основным партнером и отказываются говорить о том, чья это корпоративная коллекция.
Все просто: телевидение государственное, они не хотят упоминать банк из-за закона о рекламе, а  мы не хотим подводить наших партнеров, поэтому не сотрудничаем. Хороший пример искаженной ситуации: в течение пяти лет подряд Белгазпромбанк получает звание «Меценат культуры Беларуси». По телевидению выходит сюжет, а название бренда не упоминается. Это вообще адекватно? Министр культуры вручает премию, а государственный канал не называет, кто это. Это нехорошая тенденция, которая не стимулирует то, чтобы бизнес вкладывал в культурные проекты. Банк не извлекает из Арт-Беларуси никакой коммерческой выгоды, только имиджевую. 

Мы ведь не кредиты выдаем. 

Однажды к нам пришел запрос на презентацию бренда алкогольной продукции, но мы отказались

В рамках проекта мы проводим презентации. Но для нас важно, чтобы продукт или инициатива соотносился с идеей галереи.

Так, например, однажды к нам пришел запрос на презентацию бренда алкогольной продукции. Бренд позиционирует себя как народный. Это сулило большой охват аудитории и прекрасный инфоповод. Но мы отказались, поскольку продукт не соответствует нашей концепции, стилю и видению. 


Жаждущих так много, что у нас не хватает места для комфортного проведения события

Приведу в пример один положительный кейс, но в определенном смысле неудачный. Этой осенью Никита Монич проводил серию экскурсий во время "Осеннего салона с Белгазпромбанком" и желающих попасть на мероприятия было так много, что у нас не хватало места для комфортного проведения события.


Да, можно сослаться на то, что Никита, в определенном смысле, бренд и является примером успешного популяризатора искусства и культуры. Но в любых условиях человек стремится к искусству, мы же должны воспитывать его восприятие и чувствование.  


Не такой успешный — проект к 125-летию Хаима Сутина. Это единственное культурное событие в стране посвященное художнику в этом году. Банк по этому случаю вернул еще одну работу Сутина в Беларусь «Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен». Хаим Сутин известен широкой публике. Но сам проект не собрал большого количества зрителей, хотя его работы - большая ценность для Беларуси.

Хорошо работает сторителлинг – подписчикам интересно, как жили и творили художники

Контент “Арт-Беларуси” в социальных сетях носит образовательный и развлекательный характер. В инстаграме и фейсбуке мы публикуем новости, делимся историями о художниках, анонсируем выставки, лекции, мастер-классы и вечеринки. Образовательная часть работает на небольшой процент лояльной аудитории, которые приходят постоянно. 


В инстаграме важен красивый визуал, мы создаем его самостоятельно. Еще ведем рубрику – раз в месяц публикуем фото подписчиков, эти публикации имеют наибольший отклик. 


Хорошо работает сторителлинг – подписчикам интересно, как жили и творили художники. Заходила рубрика в сториз “угадай автора по работе”. В социальных сетях людей интересно развлекать и видеть отклик. “Ой, а мы в инстаграме у вас запись увидели, решили зайти”. 

Сходить в галерею в Беларуси — нет, это не круто

Вследствие того, что в школах убрали предмет "Мировая художественная культура", среди подрастающего поколения стал снижаться уровень знаний об искусстве в Беларуси. 

Чтобы повлиять на эту ситуацию, мы в партнерских отношениях выпускаем книги. В частности, "Искусство Беларуси" или "Художники парижской школы для детей" вместе с "Майстэрнями", для которых подключили крауд-кампанию на Улье. 


Как воспринимает галереи аудитория 16-20 лет? 

Сходить посмотреть выставку в Берлине — классно, здорово, можно сделать фото. Пойти в галерею в Беларуси — нет, это не круто. 
Наша цель — донести, что и у нас есть те, кем можно гордиться, что это красиво и актуально. Те, кто знает, кто такой Шагал и Сутин, кто привык ходить по музеям – мы рады им, но хотим достучаться до молодежи, которая еще не до конца ценит то, что есть в стране. До молодежи, которая с пренебрежением говорит, что в Вильнюсе Париже и Берлине есть культура, а у нас – нет.

Нам важно работать с молодыми родителями и их детьми. Это объединяет семьи и лучше для всех, чтобы не чужие специалисты знакомили ребенка с искусством.  

Заполняемость на беларускую программу более, чем на 80-90% пришла только на четвертый год проведения

Как сделать галереи и проекты в Беларуси более привлекательными? Пока что – привозить всемирно известные имена. Например, форум ТЕАРТ. Он проводится с 2011 года, а беларуская программа - с 2014. Заполняемость на беларускую программу более, чем на 80-90% пришла только на четвертый год проведения, т.е. с 2017 года. В первые годы проведения ТЕАРТ все ходили только на зарубежные постановки, но за 8 лет программа стала расширяться, а люди стали ходить и на беларуские спектакли. 

Мы сделали пространство с большим количеством розеток, чтобы молодежь могла зарядить свои телефоны и ПК


Очень важно сейчас, чтобы галерея соответствовала повседневной жизни и потребностям нашего времени. Мы сделали пространство с большим количеством розеток, чтобы молодежь могла зарядить свои телефоны и ПК, еще у нас есть вайфай и авторские кресла.

Политика банка – не платить деньги за освещение культурных проектов

Политика банка – не платить деньги за освещение культурных проектов. Либо это интересный проект и о нем напишут, либо мы ошиблись. 
Но цепляющие заголовки никто не отменял. Я решила провести эксперимент и сделать очередную e-mail рассылку с двумя альтернативными заголовками. Один более официальный, а во второй что-то вроде "вечеринка за 2 рубля"  и потом описание. Не трудно догадаться, какой их них лучше сработал.

Проект должен быть изначально качественным: начиная от самой идеи, заканчивая шрифтом и визуалом на афише. Сюда же можно отнести вежливость всех сотрудников, которые работают с посетителями.

Сейчас конкуренция идет не за зрителя, а за качество аудитории

Сейчас конкуренция идет не за зрителя, а за качество аудитории, ее омоложение. Открываются новые галереи, поэтому мы чувствуем определенную конкуренцию. Наша цель – чтобы люди сюда приходили просто, чтобы посмотреть коллекции, а не на привозное мероприятие. 

Лучше всё сделать самому, чем привлекать людей, для которых искусство не является ценностью

Во время подготовки и проведения фестиваля ты не работаешь просто пиарщиком, ты работаешь всеми одновременно. У нас небольшая команда, и перед открытием все становятся мультифункциональными сотрудниками. Начиная с верстки этикеток, рассылок, продвижения, афиш, заканчивая монтажом выставки. Например, директор галереи может всё развешивать, потому что те люди, которые стоят ближе к искусству, имеют другое отношение к процессу, чем наемные рабочие. Лучше всё сделать самому, чем привлекать людей, для которых искусство не является ценностью.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: