Какие слова и выражения не стоит использовать в рекламе, или вам грозит судебный иск

12 Сентября 2018 3711 0 Мнение Нестандарт
Поделиться

Стремясь получить преимущество в конкурентной борьбе, бренды прикладывают массу усилий для создания продукта или услуги, которые были бы более востребованы на рынке, чем аналогичный продукт конкурентов. В ход идут разные способы и инструменты, но неизменным остается одно — нужно очень внимательно следить за своими действия и словами в рекламе, чтобы в один прекрасный момент не получить иск в суд. 

О том, как при этом не нарушить законодательство, рассказывает Беляев Сергей — юрист, патентный поверенный РБ, управляющий партнёр патентно-юридической группы компаний «Беляевы и партнеры».


И так, начнем с того, что нужно знать для того, чтобы избежать многочисленных разбирательств как с конкурентами в судах, так и с различными органами власти. В принципе, все очень просто, если вспомнить, каким правилам нас учили взрослые в детстве:

  • обманывать нехорошо
  • обижать маленьких недопустимо
  • хвастаться некультурно
  • фантазировать можно и нужно, но не о своих достижениях
  • говорить некультурные слова плохо
  • оскорблять нельзя
  • говорите разборчиво

Ну вот, пожалуй, и все правила, соблюдая которые при рекламе своего продукта, Вы будете действовать в рамках правового поля.

Для тех, кому вышесказанного недостаточно, разберем все по порядку. Несмотря на то, что в отношении рекламы существует обширная нормативно-правовая база, и, сталкиваясь с отдельными вопросами (к примеру, что такое рекламная игра, и можно ли ее проводить в соцсетях без надлежащей регистрации), без помощи юристов придется туго, все же можно выделить основной закон, придерживаясь которого можно рекламировать свой продукт, не страшась последствий. Это – Закон Республики Беларусь № 225-3 «О рекламе» (далее – Закон).

Теперь давайте рассмотрим вышеуказанные правила с точки зрения законодательства.

Обманывать нехорошо

В частности, реклама не должна содержать обещание или гарантию будущей эффективности или доходности рекламируемого вида деятельности. Использование в рекламе сведений об эффективности рекламируемого вида деятельности за предшествующий период допускается при наличии у рекламодателя данных бухгалтерской отчетности, достоверность которых подтверждена аудиторской организацией.

Пример: Воспользовавшись этой методикой, я стала зарабатывать в 10 раз больше.

Кроме того, реклама не должна содержать указание на лечебные свойства объекта рекламирования, если этот объект не является лекарством.

Пример: Эта пищевая добавка избавит Вас от проблем с желудком.

Нельзя, чтобы реклама вводила потребителей в заблуждение, в том числе, посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки или звуковых эффектов, используемых в рекламе другого рекламодателя.

Нельзя, чтобы реклама содержала слова "подарок", "бесплатно", "0 (ноль) рублей" или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.

Обижать маленьких недопустимо



В Законе этому посвящена отдельная статья, в которой, в частности, сказано о том, что в рекламе нельзя показывать несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях, дискредитировать авторитет родителей, говорить о том, что обладание теми или иными товарами дает несовершеннолетним какое-либо преимущество перед другими несовершеннолетними, создавать у несовершеннолетних искаженное представление о цене товара, в частности, путем применения слов "только", "всего" и т.п.

Хвастаться некультурно

Нельзя использовать слова в превосходной степени или иные слова, создающие впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если такое преимущество невозможно подтвердить документально.

Пример: Наша колбаса – самая хорошая колбаса. Колбаса с мясом – это Мы.

Пример: Если в конкурсе участвуем мы, то остальным остается бороться за второе место и ниже.

Нельзя говорить об исключительности прав на реализацию какого-либо товара или его обслуживание.

Пример: Только нам производитель доверил представлять его интересы…….


Фантазировать можно и нужно, но не о своих достижениях

Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении результатов интеллектуальной деятельности, исследований или испытаний.

Пример: Только у нас Вы покупаете запатентованный товар (на самом деле, патент у продавца отсутствует, или товар запатентован, но не в РБ)

Нельзя распространять недостоверные сведения об объемах производства и продаже рекламируемого товара, а также о количественных параметрах спроса на такой товар.

Пример: Спешите приобрести товар, так как это лимитированная серия, и уже 70 процентов Ваших конкурентов пользуются этим товаром (в реалии продукт продолжает выпускаться, и процент потребителей выдуман)

Нельзя выдумывать какие-либо рекомендации, либо одобрение организаций или граждан.

Пример: Нам доверяют ведущие производители мира

Говорить некультурные слова плохо

Неэтичной является реклама, которая содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе, оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан.


Оскорблять нельзя

Нельзя использовать выражения, которые порочат объекты, являющиеся историко-культурными ценностями, государственные символы (флаг, герб, гимн), официальную денежную единицу Республики Беларусь или иного государства, международной организации, религиозные символы, порочат какую-либо организацию или гражданина, какую-либо деятельность, профессию, товар, содержат негативную оценку объекта рекламирования.

Пример: Помните — наши макароны, в отличие от других, не содержат вредных добавок.

Отдельно необходимо отметить те действия, которые не отражены в законе о рекламе, но квалифицируются как недобросовестная конкуренция, а именно некорректное сравнение хозяйствующего субъекта или его товара с конкурентом или его товаром, в том числе:

сравнение с конкурентом или его товаром путем использования слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта или его товара ("лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный" и др.), без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Говорите разборчиво

Реклама на территории Республики Беларусь размещается только на беларуском или русском языках.

На иностранном языке реклама допускается, если используемое в рекламе слово или выражение зарегистрировано в виде товарного знака.

Пример: вывеска на входе в магазин «BOSS» (в случае отсутствия товарного знака на данное обозначение будет выписан штраф и вынесено предписание о демонтаже)

Нельзя обойти вниманием и то обстоятельство, что существуют отдельные виды товаров, реклама которых подпадает под особый правовой режим. Это алкоголь, сигареты, лекарства, биологически активные добавки к пище, оружие и продукция военного назначения, ценные бумаги и тому подобное.

В заключение можно отметить тот факт, что законодательство о рекламе направлено на защиту потребителей, т.е. на нас с Вами, и если при рекламировании собственной продукции пользоваться правилами «хорошего тона» (даже если Вы считаете, что бизнес – это война), большинства проблем можно избежать.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: