Пиар или реальная польза? Эколог оценила КСО-проекты беларуских компаний по защите окружающей среды

28 Апреля 2021 1552 0 PR Компании Мнение Тренды
Поделиться

Многие компании в Беларуси в рамках корпоративной социальной ответственности начали реализовывать проекты, которые касаются экологии. Но насколько они действительно решают какие-то проблемы? Или это все чистой воды пиар и маркетинг? Об этом мы поговорили с Дарьей Чумаковой, заместителем директора по программной деятельности Центра экологических решений, руководителем программы по экологически дружественному образу жизни.

Дарья сразу обозначила, что не будет заходить в сферу деятельности маркетологов. Оценка будет исключительно с экологической точки зрения. 

Дарья отметила, что в 2020 и 2021 годах тема экологии и охраны окружающей среды действительно многим компаниям стала интересна. Например, в этом году Центр экологических решений получил рекордное количество запросов на помощь в организации Дня земли от разных компаний. 

В целом же, по мнению спикера, КСО-проекты лишь привлекают внимание к экологическим проблемам, но не решают их глобально:

darya chumakova.jpg 

«Как говорил Эйнштейн, мы не можем изменить и улучшить систему теми же инструментами, которые создала эта система. И большинство КСО-проектов, которые реализуют в Беларуси и в мире, реализуются в рамках старой системы. Они больше не про вклад в решение экологический проблем, а скорее лишь подчеркивают их важность, привлекают внимание и демонстрируют намерения ими заниматься. Но сами проблемы проекты крайне редко решают, или решают на таком уровне, что это капля в море. 

Особенно если компания является производителем товаров - в этом случае нужно полностью перестраивать ее организацию, мышление, делать больше замкнутых циклов и т.д. 

Бывает, мы сталкиваемся с конкретным гринвошингом, когда компании пытаются выехать на популярной и интересной теме, прикрывая маркетингом свою не очень чистую репутацию. Либо когда пытаются на проекте сделать PR, а сам проект практически никак не решает экологических проблем». 

Marketing.by вспомнил несколько последних экологических инициатив компаний и попросил Дарью Чумакову прокомментировать каждую из них.

Трейд-ин от А1: обмен старых телефонов на скидку 

8987535999006.jpg

Оценка эксперта: «Компания А1 меня очень вдохновляет своей последовательностью. Они выбрали для себя экологию одной из корпоративных ценностей. И это очень здорово, потому что таким образом компания последовательно достигают своих целей. И все экологические проекты, которые реализует А1, вписываются в единую концепцию, и, как правило, очень хороши. 

Возможность отдать телефон в трейд-ин — это тоже хорошо. Потому что это бытовая техника, которую нельзя выбрасывать в окружающую среду и с бытовыми отходами, а нужно сдавать на специальную переработку, например, в БелВТИ. Где она будет разобрана на части и грамотно переработана     — и те же редкоземельные и драгоценные металлы, не пропадут, а вернутся в цикл. Трейд-ин как раз исключает попадание телефонов в общий мусор, где у них никаких шансов на переработку нет. Я не знаю, что со старыми телефонами делает компания А1, и надеюсь, что они не только их передают на правильную переработку, но и рабочим экземплярам дают вторую жизнь». 

Компания Mark Formelle выпустила одежду с добавлением переработанного пластика

155026377_891896344939195_631393262561748759_n (1).jpg

Оценка эксперта:«С экологической точки зрения мы гордимся компанией Mark Formelle, потому что у них тоже есть последовательность - корпоративные действия нередко направлены на охрану окружающей среды, экологически ответственное поведение. Например, они cделали в некоторых магазинах «Полку ненужных вещей», выпускали коллекцию #RedBookMF с изображением исчезающих видов растений и животных и т. д. 

Что касается проекта с добавлением в одежду переработанного пластика, то он мне видит     ся не очень экологически обоснованным. Текстиль во всем мире — это большая проблема, потому что он, во-первых, является причиной большого количества парниковых газов и, во-вторых, практически не поддается вторичной переработке. То есть в большинстве случаев запроектирован на свалку: все, что мы покупаем из одежды, если не найдет вторые руки и не окажется в редких циклах переработки, окажется на полигоне.

Проблема одежды, которую выпустил Mark Formelle, в том, что она является композитной: частично из переработанных бутылок (синтетическая ткань), а для комфорта потребителей добавлен хлопок. И после цикла использования, когда одежда потеряет потребительские свойства, единственное, что с ней можно будет сделать - это отправить на свалку. Потому что смесовой текстиль сейчас невозможно использовать для вторичной переработки.

В общем, инициатива интересная, но с экологической точки зрения имеет мало смысла. Куда уместнее было бы реализовать инициативу, например, про разумное потребление». 

«Лидское пиво» начало разливать сидр FIZZ в жестяные банки

fizz-cans.jpg

Оценка эксперта:«Этот проект лично я меньше всего отношу к экологическим. Не поспоришь — алюминиевая банка действительно экологична: если алюминий ничем не покрыт, то может перерабатываться неограниченное количество раз. 

Но есть один маленький нюанс: сидр продается на рынке Беларуси, а у нас в стране очень плохо налажен сбор алюминиевой упаковки у населения. Можно сказать, практически никак не налажен: во дворах есть контейнеры для пластика, стекла и бумаги, а для алюминиевой банки — нет. А если алюминий попал в общий мусор, то шансов на переработку у него никаких. 

Сейчас производители могут отдавать предпочтение алюминиевой банке, так как в Беларуси в прошлом году вырос налог на пластиковую бутылку в рамках расширенной ответственности производителя. Не берусь утверждать, но и не могу исключать, что здесь тот случай, когда новость преподнесена как экологические намерения, но в реальности у производителя было огромное количество и других причин выпустить сидр в алюминиевой банке». 

Проект Coca-Cola HBC Belarus «Спасём Ельню вместе!» 

photo-yelnya.jpeg

Оценка эксперта: «Это давнишний проект «Кока-Колы», который они реализуют каждый год в том или ином виде. Сам по себе проект очень важный и здоровский — и с точки зрения климата, и с точки зрения восстановления биоразнообразия.

Но есть нюанс — «Кока-кола» все равно остается мировым загрязнителем пластиком окружающей среды. По исследованию компании Break free from plastic “BRANDED Vol III: Demanding Corporate Accountability for Plastic Pollution”, в 2020 году «Кока-Кола» была топ-загрязнителем пластиковыми частичками в 51 стране.

Действительно, у «Кока-колы» все всем мире экология является одним из корпоративных направлений, компания много вкладывает усилий и денег в это. Но как бы ты не старался, все равно остается понимание, что «Кока-кола» — это сладкий газированный напиток, который редко за собой несет пользу». 

Кофе в свою тару и другая жизнь книгам 

Кроме подобранных проектов редакцией Marketing.by, мы попросили Дарью назвать и другие эко-проекты компаний, реализованные в Беларуси — как удачные, так и не очень. Удачными проектами она считает те, в которых экологическая КСО включена в естественную часть работы организации:

"Например, минская кофейня Tiden взяла на себя сверхобязательства не использовать пластик и придерживаться концепции "ноль отходов": десерты им привозят в оборотной таре, а покупателям предлагается только многоразовая посуда. И даже на вынос — только в свою тару. И это не единократный выход на сбор отходов в лесополосе, а кофейня смогла интегрировать экологическую составляющую в свой бизнес и очень мягко, но настойчиво, предлагает это делать и своим посетителям. 

2019-08-18.png

Есть еще пример — это компания «Белгипс», которая установила в Минске большие зеленые контейнеры для сбора макулатуры для производства гипсокартона. Но есть дополнительная ценность: из контейнеров отсортировываются книги, еще пригодные для использования — они передаются в библиотеки, места заключения, интернаты".

velvet_11_4.png

Из неудачного Дарья привела пример, когда компания предпринимает попытку сделать что-то экологичное, но не понимают, что за этим следует. 

«Скажем, производитель косметики переоборудует линию и начинает использовать тюбики, которые перерабатываются. Но при этом не проводит полноценное бизнес-исследование и не узнает, в состоянии ли будет человек на сортировочной линии мусора отобрать этот перерабатываемый тюбик. Потому что тюбики всех остальных линеек косметики и других производителей не пригодны для вторичного использования. И получается, что усилия предприняты, а эффекта нет».

Шесть советов компаниям, которые собираются делать эко-проекты 

Дарья Чумакова отмечает, что сложно дать универсальные практикоориентированные советы, так как нужно опираться на собственный опыт каждой конкретной компании. Тем не менее, она предложила несколько общих широких рекомендаций: 

  1. Определите ценности своей компании - входит ли в них экология? Делайте долгосрочные цели и планируйте, чтобы экологический аспект был постоянным.
  2. Будьте честными, не пытайтесь прикрыть в проекте свою антиэкологичную деятельность. Потому что современные потребители чувствуют ложь и не готовы вестись на пустые обещания.
  3. Посоветуйтесь со специалистами. Меня удивляет, когда компании сами придумывают какой-то экологический проект или экологическое решение на уровне изменения циклов производства, и не советуются со специалистами. Это странно. Потому любые другие изменения в бизнесе всегда проходят стадию анализа, а с экологическими проектами это почему-то не делается. Большинство экологических организаций будут рады     помочь вашим проектам. В крайнем случае, если мы не сойдемся по ценностям, то экологическая организация просто скажет, что не будет с вами работать — но осуждать точно никто не будет.
  4. Спросите свою аудиторию. Когда компания выпускает новый продукт, то она беспокоится, понравится ли он аудитории. А когда собирается реализовать экологический проект — забывает спросить у своих потребителей, насколько это им интересно и востребовано. Иногда у аудитории бывает более интересный запрос, чем компания сама может придумать.
  5. Соблюдайте баланс между пиаром и реальными делами. Часто вижу, когда пиар превалирует: зовут много прессы, все в баннерах и растяжках, а посадили условных три дерева. Это не значит, что к проектам не нужно привлекать внимание — просто нужно помнить о балансе.
  6. Смотрите шире, выходите за рамки своего привычного восприятия. Часто бывает, что многие делают фокус на сборе и переработке сырья, но никто не задумывается, что можно работать и с предотвращением отходов. 
  7. Пример: компания думает, что такого экологичного подарить клиентам и партнерам - календари, карандаши, эко-ручки, блокноты. Но если быть действительно экологичным, то нужно посмотреть шире и подарить эмоции, полезные дела, вклад в социальное и экономическое развитие. Я понимаю, что сувенирами продвигается бренд, но это приводит к образованию большего количества отходов и едва ли даст позитивный экологический эффект.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: