Что делать, если кто-то заимствует фото готовых объектов или проектов с сайта вашей компании? Комментарии юристов

16 Марта 2020 2367 0 Законодательство
Поделиться

К marketing.by обратились сотрудники представительства компании Astron, которая выпускает здания из металлоконструкций, с просьбой разобраться с юридической проблемой. 

- Ситуация, с которой мы сталкиваемся на белоруском рынке такова: небольшие местные компании скачивают наши фотографии с сайта и выдают за свои объекты. Зачастую эти здания находятся даже не в Беларуси. Когда мы обращаемся к ним с просьбой не вводить заблуждение заказчиков и убрать наши объекты из своих портфолио на сайтах, они иногда удаляют фото, но чаще всего просто хамят, - рассказали в Astron.

Мы обратились за разъяснением, как действовать в такой ситуации, к экспертам юридической группы "Беляевы и партнёры". Спросили их, могут ли спасти ситуацию дисклеймеры на фото, например? Вот что они советуют. 

851_oooo.plus.png

Сергей Беляев, управляющий партнёр юридической группы "Беляевы и партнёры"

1) Как компании защитить фотографии своих работ, чтобы их не использовали другие компании? Нужны ли водяные знаки на фото? Или, может быть, следует писать дисклеймеры о запрете на использование?

Законодательство не налагает обязательств по какой-либо регистрации объектов авторского права к которым, в том числе относятся фотографии. Статья 8 Закона "Об авторском праве и смежных правах» (далее Закон) прямо указывает: Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Вместе с тем в случае возникновения необходимости по защите своих исключительных прав на данное произведение придется доказывать прежде всего тот факт, что эти фотографии принадлежат именно вам, а точнее если говорить юридическим языком, что исключительное право на эти фотографии принадлежат именно вам. Это не является очевидным, так как изначально авторские права принадлежат лицу творческим трудом которого создано произведение и возникают в силу его создания. Переход права собственности осуществляется либо в силу договорных отношений, либо в силу того, что это произведение является служебным (статья 17 Закона), но как говорилось выше придется это доказывать.

Уместно отметить что, согласно п. 4 ст.16 Автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права в виде буквы «С»

Вместе с тем, использование знака охраны авторского права не является основанием для возникновения, изменения или прекращения каких-либо авторских прав на произведение, в отношении которого применяется этот знак.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы:

Нанесение водяных знаков, надписи дисклеймеры о запрете на использование и прочие технические средства не влияют на объем прав и могут служить только как информация для добросовестных участников гражданского оборота.

2) Что делать, если компания увидела фото своих работ в разделе портфолио на сайте или соцсетях другой компании? В каких случаях защита своих прав будет оправдана (с учетом финансовых и временных затрат)?

Все зависит от объема убытков от такого незаконного использования. Безусловно обращение в суд является достаточно дорогостоящей процедурой, на сегодня государственная пошлина по данной категории исков для юридических лиц составляет 50 базовых величин, а также необходимо закладывать в бюджет затраты на сбор необходимых доказательств и гонорары юристов, в случае, если компания предпочитает привлекать узкопрофильных специалистов, а не использовать свои внутренние ресурсы.

В силу ст.56 Закона за защитой авторских прав авторы или иные правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другие органы в соответствии с их компетенцией.

Но следует помнить, что гражданское законодательство обязывает соблюдать досудебный порядок урегулирования спора между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Исходя из описанной выше ситуации, можно предположить, что спор возник между двумя юридическими лицами.  

В данном случае мы рекомендуем следующий алгоритм действий:

1. Зафиксировать факт нарушения прав, а именно можно обратиться к нотариусу, чтобы он составил протокол осмотра сайта нарушителей, их страниц в социальных сетях и т.д.

2. Обратиться к нарушителю с письмом-претензией в которой обязательно необходимо указывать наименование заявителя и получателя претензии, их юридические адреса; дату предъявления претензии; обстоятельства, на основании которых она предъявляется, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство; сумму претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке (из нашей практики достаточно часто требования по данной категории дел выражаются в прекращении нарушения прав и удалении материалов с сайтов); банковские реквизиты заявителя претензии; перечень документов, прилагаемых к претензии. 

3.  Если нарушитель откажется урегулировать спор в добровольном порядке, обратиться с иском в суд. Следует учитывать, что все вопросы данной категории отнесены к компетенции Коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

Так выглядит стандартная процедура урегулирования споров в случаях, когда имеет место нарушение прав, однако не стоит забывать о том, что многие социальные сети оказывают активное содействие авторам и правообладателям по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. В частности Условия использования и Руководство сообщества Instagram, Facebook (аналогичные есть у всех социальных сетей) содержат четкое указание на то, что пользователю запрещается публиковать информацию или совершать какие либо действия, нарушающие права других лиц на объекты интеллектуальной собственности. 

В связи с чем любое лицо, которое считает, что размещенный в социальных сетях контент нарушает его права вправе обратиться с заявлением по установленной форме в котором необходимо указать полные и достоверные контактные данные заявителя; описание контента, который по мнению заявителя нарушает права; представить веб-адрес (URL) материалов; а также подписать заявление о том, что у вас есть добросовестное предположение о нарушении, информация о котором является правдивой, и под страхом наказания за лжесвидетельство вы заявляете, что являетесь обладателем исключительных авторских прав или уполномочены действовать от его имени. Данное заявление подписывается обычной или электронной подписью и направляется в соответствии с правилами агенту сообществ Instagram, Facebook. 

Стоит обратить внимание, что такие претензии направляются агентам данных сообществ, но их копии могут быть переданы нарушителям. Также, заявляя свои требования помните, что данные сообщества действуют по законодательству США, которое является строгим, как к нарушителям, так и к лицам, которые представляют ложные сведения. Если Ваша претензия намеренно будет вводить в заблуждение или содержать ложные сведения, то в лучшем случае Ваш аккаунт будет заблокирован, а в худшем Вы будете нести ответственность за убытки на основании раздела 512(f) Закона США о защите авторских прав в цифровую эпоху (DMCA) или аналогичных законов в других странах.

После направления жалобы, Вы получите письмо в котором будет указан уникальный номер. Службы интеллектуальной собственности данных сообществ в процессе рассмотрения жалоб могут запрашивать дополнительные материалы. В случае если жалоба рассмотрена в пользу заявителя, то соответствующий контент удаляют из социальных сетей, а нарушителю приходит информация о причинах такого удаления вместе с копией материалов жалобы. 

На практике в процессе разрешения споров бывают ситуации, когда путем долгих переговоров удалось договориться с нарушителем, но при этом правообладатель уже предпринял меры для защиты своих прав, например, подал исковое заявление или направил жалобу в службы социальных сетей, и тогда возникает вопрос, что делать дальше?

В случае с иском в суд – всегда есть возможность вернуть исковое заявление или отказаться от исковых требований. Но при этом следует помнить, что если достигнутые договоренности не будут выполнены, а при этом истец откажется от исковых требований, то обратиться за защитой прав повторно будет невозможно. На этом этапе очень важно получить квалифицированную юридическую помощь по вопросам оформления таких договоренностей, чтобы они имели юридическую силу. 

В случае с жалобой, поданной в службы социальных сетей – существует возможность ее отозвать, написав письмо на соответствующий электронный адрес. В таком случае публикация будет восстановлена, однако, всегда существует вероятность, что этого сделать не получится по техническим причинам.  

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: