Как директор компании «Чистый берег» сделал личные соцсети частью бизнес-стратегии...и не пожалел

Поделиться

Директор компании «Чистый Берег» Виктор Подгайский этой весной начал активно вести соцсети. И не для личной славы и популярности, а для пользы бизнеса – чтобы компания перестала быть обезличенной в восприятии клиентов и заказчиков.

В «Чистом Береге» решили, что открытость руководителя, который своим именем гарантирует качество, поможет бренду конкурировать на рынке. В интервью marketing.by Виктор Подгайский рассказал, что получается из этой инициативы и с чем пришлось столкнуться при ведении соцсетей.

393_oooo.plus.png

- Виктор, как вы решили появиться в соцсетях в качестве руководителя компании?

- Наша компания максимально открытая - как внутри, так и снаружи. И мы считаем, что по-другому уже невозможно: цивилизованный мир идёт в метавселенные, а беларуские компании все еще опасаются, как бы кто посторонний не увидел фотографии с корпоратива или не задал неудобный вопрос.

Поэтому мое появление в соцсетях — это один из элементов бизнес-стратегии. В конце 2020 года на одной из стратегических сессий мы пришли к выводу, что открытая компания невозможна без открытого руководителя. Я всегда был таким и для сотрудников, и для клиентов, но соцсетями не занимался. С февраля этого года решил посвятить этому полчаса в день.

Кроме того, с приходом пандемии я стал гораздо реже видеться со знакомыми и друзьями из бизнес-сообщества. Zoom не прижился для таких встреч, а дискутировать, слушать и делиться мыслями хотелось. Заодно получилось, что можно выводить эти обсуждения в пространство соцсетей.

screenshot-www.instagram.com-2021.11.28-23_32_18.png

Важный момент: я не развиваю свой личный бренд, не продвигаю с помощью соцсетей себя — мне это не нужно. Своим появлением в соцсетях я продвигаю компанию, так как являюсь руководителем, совладельцем и носителем ее ценностей.

- Вы самостоятельно ведете соцсети или кто-то помогает?

- Мои соцсети – такая же история об открытости, как и цель их ведения. Помогают все, кому не лень: офис-менеджер может сделать классный ситуационный контент, сотрудники отмечают на фото и видео, вокруг этого вырастают флэшмобы. 

Также у меня есть знакомые ребята-фрилансеры, которые внештатно помогают делать всё грамотно и эффективно – если нужно, то консультируют, правят тексты, проводят модерацию.

- Как выстроен процесс публикации постов: от идеи и до размещения готового контента?

- 70% идей постов — мои. Еще 20% рождается на стратегических сессиях, встречах в разговорах с партнерами и клиентами. Остальные — это когда кто-то из отдела маркетинга, или ребята-фрилансеры, или кто-то из друзей говорит: «Видел такую штуку? Было бы прикольно, если бы ты по этому поводу что-нибудь написал». Так родился пост, например, про майнинг-фермы.

Еще есть событийные посты — например, про открытие «Точек сантехника».

screenshot-www.facebook.com-2021.11.28-23_33_46.png

Обычно я набрасываю тезисы и отдаю их либо в маркетинг, либо ребятам-фрилансерам. Они превращают их в текст, я вычитываю, подчищаю и сам публикую. Иногда бывает, что текст не передают задуманного, тогда сажусь и переписываю.

По поводу периодичности: опытным путём мы пришли к выводу, что люди не ждут от меня постов чаще, чем два, максимум, три раза в неделю. Я не блогер и не инфлюенсер, для меня важно не разводить пустое мудрствование, а писать о важном, полезном и по делу.

- Кто готовит визуальные материалы?

- Большинство фото — не постановочные, из жизни, которые делают те люди, которые находятся рядом со мной. Например, приходит моя помощница и фотографирует, как я грущу за столом.

Если какое-то событие, то приезжают ребята и фотографируют меня: как на открытии «Точки сантехника», на встрече перед чемпионатом монтажников BestInstaller. Но опять же - эти все фото сделаны на мой iPhone 12 Pro Max.

Видео к событиям - поздравление с 8 марта, с Днем строителя — сняты тоже на смартфон, у нас нет никакой специальной аппаратуры кроме штатива и микрофона.

- Кто отвечает на комментарии и сообщения в личной переписке?

- Всю коммуникацию в моих соцсетях вы ведёте лично со мной. На комментарии отвечаю тоже лично я. Возможно, когда это дело разрастётся, придётся нанимать колл-центр или разрабатывать бота, но пока я справляюсь самостоятельно.

- Какие темы «заходят» вашей аудитории лучше всего?

- Посты о наших новых или сторонних проектах (новый формат ритейла в «Чистом Береге», чемпионат монтажников BestInstaller, эмиссия токенов) вызывают активное обсуждение.

Круто заходит тема корпоративной культуры - наверное, потому что это близко мне и волнует многих, но об этом мало говорят. Пост про то, что в нашей компании не принято оставаться на работе после 6 часов, просто взорвал соцсети. Хотя, казалось бы, что здесь такого.

screenshot-www.linkedin.com-2021.11.28-23_39_58.png

- Сколько времени вы тратите на социальные сети?

- Три месяца входил в русло: нужно было понять, что это тоже кусок работы.

В среднем у меня уходит по полчаса в будние дни, а в выходные - чуть больше, так как есть время подумать, подготовиться, структурировать. В итоге получается где-то восемь часов в неделю.

- Есть ли эффект для компании от того, что руководитель появился в соцсетях?

- Я не ожидал, но на самом деле серьёзно улучшилась внутренняя и внешняя коммуникация. Многие сотрудники читают новости компании в Microsoft Teams по диагонали. Но теперь в том числе узнают о каких-то важных вещах из моих соцсетей. Причём в постах я стараюсь раскрывать суть: не просто «что, где, когда», но и зачем мы делаем те или иные шаги в нашем бизнесе.

Многие клиенты следят за развитием компании, задают вопросы, делятся идеями. Благодаря соцсетям в мой календарь стало попадать больше интересных и продуктивных встреч. Но главное – по фидбэку мы видим, что доверие к компании и её сотрудникам растёт.

- А новые клиенты пришли через соцсети?

- Да, случился и коммерческий эффект. Иногда пишут в личку или звонят другие знакомые бизнесмены: «Виктор, я забыл, что ты этой темой занимаешься. У меня проблема — я сейчас строю склад/производство…». За все время было таких девять обращений, которые закончились сделкой.

- По вашему опыту, какие соцсети дают лучший эффект?

- Все соцсети имеют разный фокус, разную аудиторию и, соответственно, разные результаты.

Самые большие охваты, а также много новых ценных контактов – как ни странно, это LinkedIn. Изначально я вообще не рассматривал эту соцсеть, но мне порекомендовали попробовать: пойдёт - не пойдёт. Пошло - самый результативный пост набрал там больше 53 тысяч органического охвата. Там много людей, которые мало знакомы с «Чистым Берегом», но которым оказалось интересно то, что мы делаем.

screenshot-www.linkedin.com-2021.11.28-23_47_25.png

В Facebook больше моих друзей, которые лояльны и легко вовлекаются в дискуссии. Там более взрослая аудитория, но всё ещё мало активных коллег – владельцев бизнеса, руководителей. Я хочу своим примером показать, что вести соцсети – продуктивно для бизнеса, и для этого не обязательно кривляться или быть не собой.

В Instagram больше всего наших сотрудников и клиентов, особенно в возрастной группе 20-40 лет. Через Instagram продвигаются наши клиенты-монтажники, и я с удовольствием им в этом помогаю. По всем канонам в Instagram следовало бы выкладывать больше личной жизни и фоток из отпуска, но я пока сфокусирован на работе и планирую так и продолжать.

- Продвижением аккаунтов занимаетесь?

- Такой задачи не было. Все, что есть – это органический рост. Но у меня же не много подписчиков – в Facebook больше 1,3 тысячи, в LinkedIn - около тысячи, в Инстаграме – больше 600. Когда мы начинали, у меня в Facebook было 300-400 друзей, а аккаунта в LinkedIn вообще не было.

Вообще, для меня количество подписчиков не является целью. Самое главное – это активность в постах: комментарии, интересные вопросы, обращения в личку. Кстати, я заметил, что мне в личные сообщения пишут больше, чем комментируют под постами – не знаю, почему так, но факт.

- Есть негативные моменты от присутствия в соцсетях — для компании или для вас лично?

- Иногда получаю негативный фидбэк от клиентов. Но, с другой стороны, это даже хорошо — есть возможность оперативно помочь и эффективно решить проблему, которая где-то застряла и не дошла до меня внутри компании. Так заодно находим слабые места в бизнес-процессах.

Если говорить глубже, то еще можно выделить один минус: чем больше ты становишься открытым, тем больше становится цель на твоей спине. Например, как только вышел ряд постов о наших классных сотрудниках, то все они получили предложения о трудоустройстве. Конечно, никто не ушел, все остались в команде, но для меня это было неожиданным моментом. То есть нужно понимать, что открытостью люди попытаются воспользоваться.

screenshot-www.instagram.com-2021.11.28-23_49_47.png

Ну и есть еще такой момент: в Facebook много старых моих знакомых, и иногда в комментариях они могут позволить себе разные вольности - и это классно и хорошо. А вот в LinkedIn люди меньше со мной знакомы. Там сидят профессиональны, уставшие от работы люди, СЕО — они не тратят себя на дифирамбы, а в комментариях могут написать чуть ли «кто ты такой и что ты вообще вылез». И если я к этому спокойно отношусь, то мои близкие видят такие резкие комментарии и переживают.

- Есть планы по дальнейшему развитию вашего присутствия в соцсетях?

- Я открыт для предложений, если это интересно и может быть продуктивно.

Немного скучаю по нашим прямым эфирам в Clubhouse (в пик его популярности), где мы с руководителями других компаний открыто обсуждали насущные проблемы. Мы успели живо подискутировать про инвестиции, корпоративную культуру, цифровизацию бизнеса, а потом пришло тепло, Clubhouse умер, и мы больше не собирались. Думаю, с наступлением холодов можно возобновить, но, наверное, уже на другой площадке.

Еще планируем попробовать по чуть-чуть добавлять больше видео-формата.

Также я думаю о том, что было бы круто поддержать других сотрудников «Чистого Берега», которые активно делятся своими рабочими моментами в соцсетях.

- Как считаете, другим собственникам и руководителям бизнеса в Беларуси нужно идти в соцсети?

- Если компания работает на рынке B2C (либо B2B с коммерческими структурами), то идти нужно точно. А если это узкий поставщик на государственные предприятия, то смыла нету. 

В общем, нужно понимать цель, зачем это нужно. У нас за обезличенной компанией появилась личность, которая гарантирует надежность, отвечает за действия компании, ведет публичный разговор.

Мне лично было бы интересно читать посты руководителей и владельцев многих компаний – и ритейла, и поставщиков каких-то люксовых стройматериалов. Они же все интересные люди, многих я знаю лично.

screenshot-www.instagram.com-2021.11.28-23_51_36.png

С другой стороны, восемь часов в неделю на соцсети – это полноценный рабочий день. Во-первых, если посчитать по стоимости времени руководителя, то получится немалая сумма, а, во-вторых, не каждый топ-менеджер сможет выделить столько времени на ведение социальных сетей.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: