Как написать музыку, которая понравится геймерам? Композитор рассказал про опыт саунд-дизайна для киберспортивного турнира Retro Cup

9 Декабря 2021 7371 0 Творчество
Поделиться

4 декабря стартовала серия киберспортивных турниров Retro Cup. Его организаторы — Белорусская ассоциация компьютерного спорта и компания А1 в лице видеосервиса VOKA — решили отдать должное легендарным играм эры компьютерных клубов: от Quake III: Arena до Counter-Strike 1.6.

Особенностью трансляций этих турниров стало уникальное звуковое сопровождение: музыку для них создал Андрей Конопляник. Это один из композиторов, которых А1 выбрала для звукового дизайна своих проектов.

Marketing.by пообщался с Андреем, чтобы узнать, как создается музыка под запросы бренда. А также – что помогло композитору угодить вкусам такой непростой аудитории - киберспортсменам.

Андрей Конопляник.JPG

Андрей, расскажи о себе: где учился музыке, почему стал композитором?

Музыкой я занимаюсь с пяти лет. Мой папа — профессиональный музыкант, руководитель детского джазового оркестра в Копыле, с которым неоднократно становился победителем всевозможных конкурсов. Это, конечно, очень повлияло на то, какое занятие в жизни я выберу, и на то, каким музыкантом стану.

Музыкальную школу я закончил сразу по двум классам: скрипка и гитара. Потом поступил в музыкальный колледж по классу гитары. В то время я просто фанател от электрогитары, даже планировал в дальнейшем поступать на эстрадное отделение БГУКИ. 

Но мои планы изменились после знакомства с талантливым музыкантом Андреем Раевским: он убедил меня, что с имеющейся базой я смогу развиваться в качестве гитариста и самостоятельно. И «развернул» в сторону профессий, связанных со студийной работой.

Профессия звукорежиссера, композитора или аранжировщика — это возможность выйти на новый уровень, быть более востребованным. В итоге вместо БГУКИ я поступил в Институт современных знаний, чтобы изучать компьютерную музыку и постигать основы композиции и аранжировки.

Как можно сегодня заработать композитору и аранжировщику?

До начала сотрудничества с А1 я долгое время писал композиции для аудиостоков — фоновую музыку в различных жанрах, которая используется в видеопродакшене. Это стало хорошей отправной точкой и позволило заработать необходимый опыт.

Кроме того, я занимался и продолжаю заниматься аранжировками для различных исполнителей.

Еще был отличный опыт написания музыки для сайта Karaoke-Version (это, пожалуй, один из основных ресурсов, где размещаются караоке- и стем-версии известных песен). Моей задачей было повторить звучание аранжировки максимально близко к оригиналу.

В основном брал в работу современные хиты, которые звучат в зарубежных топ-чартах. Это был очень полезный опыт, так как приходилось анализировать много качественной музыки, написанной лучшими современными саунд-продюсерами.

композитор.JPG

Как решил откликнуться на поиск композиторов для А1?

Тут все тривиально: мой друг увидел информацию об этом в интернете, сбросил ссылку мне. Я изучил требования, техническое задание и понял, что смогу написать музыку с требуемым настроением и в предложенных стилях, опираясь на опыт работы на стоке. И, как оказалось, действительно справился!

Насколько работа с брендом отличается от обычной работы композитора?

Если говорить о моем подходе, отношении к работе, то я стараюсь, чтобы никаких отличий не было. Неважно, создаешь ты музыку для крупного бренда или какого-нибудь начинающего безымянного артиста. Потому что в первую очередь я работаю на свою репутацию и стараюсь создать по-настоящему качественный продукт.

А если говорить о свободе творчества, то место для нее остается всегда: заказчик, как правило, дает лишь общие ориентиры и требования. Стиль музыки, характер, настроение, темп. Задача композитора, саунд-продюсера заключается в проработке деталей и поиске необходимого настроения.

Например, если это музыка для видеоряда – правильно сделанная звуковая дорожка способна в разы усилить восприятие при просмотре. Поиск всех этих решении по сути, и является творчеством в чистом виде.

Андрей Конопляник композитор.JPG

Тема турнира Retro Cup — игры, которые были на пике популярности 10-20 лет назад. Как у тебя получилось сделать саунд-дизайн актуальным?

Все, что касается стилей, моды – циклично. То же происходит и в музыке. Сейчас как раз время всплеска интереса ко всему, что связано с ретро. Это прослеживается и в музыке, и в одежде, и в тех же играх. Причем тренд на ретро задает в первую очередь молодежь.

Лично мне, скорее, ближе современность — особенно все, что связано с новыми технологиями и открытиями. Но в музыкальном плане я просто тащусь от всех этих аналоговых синтов, которые использовались раньше, атмосферы в целом. И еще очень интересно экспериментировать со стилями, когда нужно через музыку передать дух эпохи, но с современной подачей. Когда это удается реализовать, тогда, на мой взгляд, мы и можем говорить об «актуальном звучании».

Создание музыки для киберспорта — новый для тебя опыт? Какой ты видел музыку для турнира Retro Cup? Совпало ли твое видение с мнением заказчика или его пришлось отстаивать?

Да, это был новый опыт. К этой работе я приступал исходя из логичного предположения, что заказчик лучше понимает концепцию турнира в целом и знает, что ему нужно. Но есть и другая сторона: все-таки заказчик — не композитор и не аранжировщик, есть тонкости, в которых он не обязан разбираться.

Чтобы лучше понять друг друга и желаемый результат, я просил показать мне примерные референсы, которые отражали бы настроение и атмосферу события. Подразумеваемым стилем оказался Synthwave. И это тоже был новый для меня опыт, раньше я музыку в этом стиле не писал. Так что в процессе пришлось его изучить.

Второй момент заключался в том, что в присланных в качестве примера композициях основная нагрузка ложилась на вокал, а сами по себе они были достаточно минималистичны, без особого развития в аранжировке. А это развитие, динамичность, между тем, были необходимы — и мне пришлось искать способы реализовать их в инструментальном виде. 

Заказчику я показал два варианта: первый был ближе к звучанию эпохи, второй — более современный. Больше понравился именно первый — как мне сказали, это было «попадание в точку»  (послушать музыку к Retro Cup можно на видео трансляции на VOKA).

Как сам относишься к компьютерным играм и киберспорту? Есть ли любимые игры?

Одно время мне хотелось попасть в Wargaiming на позицию саунд-дизайнера. Особенность этой сферы такова, что глубокое погружение игровой мир необходимо — хотя бы для того, чтобы понимать, как работает звук в той или иной игре, изучать, как компании реализуют звуковой движок в своих продуктах. Я тогда установил World of Tanks и играл достаточно долгое время. Пока не осознал, что меня уже в большей степени не звук интересует, а прокачка танка и развитие в игре. Тогда решил, что пора притормозить и сосредоточиться на занятиях музыкой.

Важно ли для композитора вдохновение или сочинение музыки — это тоже своего рода технология?

Думаю, что основное отличие профессионала от любителя в том, что у первого за плечами огромный багаж опыта, знаний, всевозможных приемов, технологий и различных подходов к работе, что позволяет ему быстро добиваться результата, не задумываясь о вдохновении.

Но, как показывает практика, главное — это запустить процесс, и вдохновение не заставит себя ждать. Как говорится, аппетит приходит во время еды.

Бывают, конечно, ситуации, когда приходится делать однообразную работу изо дня в день, что может привести к выгоранию — а это главная беда любого творчества. Здесь помогает только одно: менять подход к работе, находить креативные решения для достижения требуемого результата.

Какую музыку слушаешь просто для удовольствия?

В последнее время это случается не слишком часто: рабочий процесс непосредственно связан с постоянным прослушиванием музыки, поэтому в свободные часы хочется дать отдых слуху и мозгу.

Но вообще у меня много любимых исполнителей и композиторов: начиная Джоном Уильямсом и Хансом Циммером и заканчивая The Weekend, Twenty One Pilots, Coldplay и многими другими. К примеру, что касается Coldplay, помимо отличной музыки эти ребята поражают тем, что с 90-х и по сей день у них до сих получается писать актуальную музыку, которая пользуется большим спросом и попадает в топ-чарты.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: