Куда утекут рекламные бюджеты, если банки обяжут продвигаться только через государственные СМИ

28 Июля 2020 3775 0 Байнет Бизнес
Поделиться

В начале июля министр информации Игорь Луцкий на встрече с представителями крупнейших СМИ, сообщил, что Мининформ намерен "навести порядок" с распределением рекламных доходов в интернете. По мнению министра, этот сегмент "недостаточно контролируется государством". После этих слов игрокам рынка оставалось только предполагать, что последует за угрожающими обещаниями.

"Наведение порядка" не заставило себя ждать - на этой неделе TUT.BY сообщил, что банкам — как государственным, так и частным — рекомендовали отказаться от размещения рекламы в негосударственных СМИ. Это было озвучено на одном из последних заседаний Нацбанка, на котором присутствовали руководители банков. 

Как нам сообщают медийные агентства, пока что банки не снимают и не ставят на паузу запущенные ранее кампании. Пиар-отделы банковского сектора на наш запрос, правда, пока отмалчиваются с формулировкой "надо переварить ситуацию".  

Ассоциация рекламных организаций обратилась в рекламные агентства за комментариями, чтобы выработать общую позицию от лица рекламистов.

Для marketing.by ситуацию прокомментировал Александр Василевич, председатель правления IAB Belarus. 

1560_oooo.plus.png

- Александр, реально ли поставить на контроль рекламу в интернете, о чем недавно говорил министр информации? Как думаете, почему начали с банков?

- Начали с банков, потому что государство считает, что ими проще управлять.

Вообще есть только один успешный кейс о контроле за интернетом – это Китай. Но там другая ситуация: есть огромный внутренний рынок, на котором в состоянии выживать огромные инфраструктурные интернет-компании. Есть еще один кейс, но его сложно назвать успешным - это Северная Корея, где де-факто нет интернета.

Если что-то начать зажимать в интернете - например, частные и независимые ресурсы - то закончится тем, что большинство из них переедет на другую сторону границы и будет продолжать бомбить там, а рекламные деньги уйдут в Гугл, Яндекс, социальные сети. По итогу у государства вообще исчезнут любые рычаги контроля, оно получит меньше налогов, а тем же иностранным рекламодателям будет проще запускать рекламу на беларускую аудиторию, никак не заходя в страну - из Москвы, Киева, Лондона, не важно откуда. Для государства будет еще хуже.

Вещать с телика легко – ты не видишь отклика аудитории. А интернет - тема довольно жесткая в плане качества контента. Если взять топ-40 популярных в Беларуси сайтов, то там из государственных будет только БелТА, которая имеет монополию на государственную повестку, и какой-нибудь «Белтелеком», где люди просто счета свои пополняют. Все остальное – это российские и беларуские частные ресурсы. О чем это говорит? Что государство не способно участвовать в контентной конкуренции - несмотря на кучу денег, которые вкладывается в производство контента на том же государственном телевидении.

И так как обычными методами конкурировать не получается, то появляются вот такие попытки регулирования запретами.

По данным исследовательской компании Gemius в ТОП-40 интернет-СМИ входит лишь belta.by c около 800.000 тысячами реальных юзеров и охватом порядка 14.76% беларуской интернет-аудитории.
У sb.by - 4,86% охвата аудитории, у Минск-Новости - 4,15% охвата, у сайта канала ОНТ - 4,13%. Самыми охватными медиа остаются негосударственные TUT.BY (66,47% аудитории), Onliner.by (52.08%) и Naviny.by (26.74%).

- Кто потеряет больше – банки или СМИ?

- Все потеряют. В частных СМИ не будет рекламы банков. Но для банков тоже нет ничего хорошего: они же не просто размещают рекламу от того, что им так хочется, а потому что они работают со своей аудиторией, продают сервисы и услуги. И если до массовой аудитории можно достучаться с телевизора, то работать с узкими нишевыми аудиториями, которые тоже приносят банкам хорошие деньги, станет сложнее. Качество коммуникации упадет. И, кстати, я не думаю, что банки начнут размещать рекламу в государственных СМИ - скорее больше денег уйдет иностранным площадкам - в Google, Youtube и социальные сети.

Можно попытаться регулировать море или повернуть реки вспять, но это приведет к серьезным дисбалансам в беларуской рекламной экосистеме и никому не пойдет на пользу. Да и цели не будут достигнуты: попытаешься порегулировать в одном, протечет в другом. И контроль государства в итоге станет полностью невозможным.

Такими неуклюжими попытками можно легко добить часть беларуских локальных медиа, которым приходится конкурировать в контенте с международными игроками. И они хорошо это делают, несмотря на несравнимые ресурсы. И тогда, кроме иностранных медиа, прежде всего российских, в белорусском инфополе мало кого останется. Поэтому все эти попытки регулирования в длинной перспективе принесут пользу иностранным и российским ресурсам в первую очередь.


В начале июля Мининформ выложил освеженную статистику\структуру медиа рынка в Беларуси. Судя по этим данным, частные СМИ уверенно лидируют в печатном сегменте, среди информагентств. Правда, среди зарегистрированных сетевых изданий всего 7 негосударственных. 

676879.JPG

Из сетевых в Госреестре значатся частные Onliner и TUT.BY, но подавляющее большинство у региональных государственных медиа. 

ПЕРЕЧЕНЬ сетевых изданий, зарегистрированных в Госреестре СМИ на 02.06.2020

1 "belnovosti.by"
2 "edinstvo.by"
3 "gp.by"
4 "grodnonews.by"
5 "kraj.by"
6 "mediana.by"
7 "mlyn.by"
8 "mogilevnews.by"
9 "ng-press.by"
10 "onliner.by"
11 "sb.by"
12 "str3.by"
13 "tut.by"
14 "vitbichi.by"
15 "zarya.by"
16 "zviazda.by"
17 "lidanews.by"
18 "vitvesti.by"
19 "hokey.by"
20 "24health.by"
21 "drogichin.by"
22 "janov.by"
23 "lun.by"
24 "media-polesye.by"
25 "vkobrine.by"
26 "nadbugom.by"
27 "berezacity.by"
28 "polese.by"

 



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: