От рекламных сервисов к собственным продуктам и IT-решениям. Ксения Прудникова, PR3, рассказала, как может трансформироваться агентство

21 Июня 2022 4694 0 Бизнес Мнение Рынки
Поделиться

Агентству PR3 исполняется 20 лет – по меркам беларуской турбулентной экономики бизнес с такой долгой историей уже можно заносить в список долгожителей. Но интересно, что в последние годы агентство PR3 стало переходить от рекламных сервисов к собственным продуктовым решениям. Об этой трансформации мы и поговорили с Ксенией Прудниковой, собственником PR3.

- Ксения, вы начинали с создания рекламного агентства, где вы теперь? 

- Почти 20 лет назад в силу хорошего стечения обстоятельств мы окунулись в маркетинговые сервисы. Были увлеченными новаторами. В рутинный, процессный BTL добавили креативные ходы, эмоции, искреннюю заботу о клиентах, людях, и проект выстрелил! 

Период развития PRkvadrat для меня всегда останется тем временем, когда «деревья были выше и трава зеленее». Лучшие годы, крутые люди! 

PR3

Накопив компетенции в рекламе и управлении, захотелось двух вещей – масштабирования и собственного продукта.  Конечно, громкие IT проекты того времени сыграли свою воодушевляющую роль.

Сначала мы открыли Агентство в Казахстане, чтобы масштабировать офлайн сервис и креатив. Получилось. С 2016 по 2020 год (до covid) это был успешный кейс, хоть и непростой в реализации и поддержке. 

Во-первых, реклама – это бизнес людей. Когда сам находишься в Казахстане, это один темп роста. А когда работает исключительно нанятая команда – другой. 

Во-вторых, это не совсем масштабирование, т.к. нету магического эффекта масштаба:) По сути, это еще одно агентство со всеми плюсами и минусами рекламного бизнеса. Но годы работы с Казахстаном дали уверенность в своих возможностях, и в уровне наших белорусских специалистов в целом.  We rock! Да еще этот вид на горы с 16-го этажа… 

К собственному продукту, а вместе с ним к реальному масштабированию пришли не быстро, но в итоге запустили два продукта в один год: сеть полезного питания Easy Soup и IT-платформу для обучения и мотивации персонала в игровом формате.  Решили, что пробуем оба направления, т.к. был контекст и вера, что нам хватает навыков, сил и ресурсов, чтобы на нужном уровне «вырулить» оба продукта. 

- Почему решили уходить в продуктовые истории?

- Мне кажется, что многие в рекламе подумывают об этом:) По разным причинам. Конкретно нам хотелось шире использовать навыки, хотелось профессионального роста на новом уровне и возможности создавать. Создавать – это на уровне ДНК, думаю. Мы постоянно, что-то создаем, даже на корпоративных ивентах в социальных целях. 

Создание перголы на Октябрьской, любимый объект молодежи

Работа в проектах Клиентов дала огромный капитал в виде знаний, понимания международных стандартов и создания своих. Сложилось ощущение, что этих навыков уже хватает для запуска собственных продуктов.  И, конечно, это невероятно интересно – придумывать и воплощать свои же идеи. 

При создании Easy Soup максимально востребован был глобальный навык управления проектами с большим количеством неизвестных – тайминги, сметы, логистика из Китая, управление разными командами от брендинга до прохождения инстанций санпина…. Корпоративная культура, стандарты управления персоналом, система фин. управления также во многом заимствованы в PR3. Когда запускали Easy то, шутили что, запускаем «страшный сон менеджера» - промо, которое идет 24/7 и никогда не заканчивается:)) 

Easy Soup

Сети уже 3 года! Это 3 самых сложных года в истории общепита в целом, а в родной Беларуси на можно смело умножать х10. 


Проект, который растет и вопреки, и  благодаря. Во многом благодаря потенциалу самой идеи  - сделать полезный fast food, качественной упаковке, и нереальной команде у руля. 

Собственный IT-продукт - это про увиденные вовремя возможности. Не очень верю в истории «мы думали и придумали и боль, и решение». А вот «видим спрос и придумали решение, которое лучше предыдущих» - может сработать.  

Мы всегда вдумчиво работали с мотивационными платформами, программами лояльности – от простых решений под акцию до стратегических  решений на годы.  Со временем стало очевидно, что есть и запрос от бизнеса, и возможность для автоматизации. На базе опыта, анализа мы добавляли креативные оболочки, компоненты, но глобальное ядро оставалось единым. 

1654859801832.jpg

В результате создали платформу для игрового обучения и мотивации персонала, партнеров, продавцов. Сейчас она работает приоритетно для b2b задач. И да,  ТУТ СКОРО БУДЕТ НОВЫЙ САЙТ, а пока вопросы задавать можно тут .

То есть знания по конкретному маркетинговому инструменту, мы заузили и одели в продуктовую оболочку. Теперь у компаний есть возможность из набора готовых IT модулей с нашей помощью «собрать» своё решение, которое подходит именно для их бизнеса.

Самый свежий проект - Forever Young Kombucha,  першая беларуская камбуча - хэдлайнер новага часу:) Продукт -  one love, когда ты сам и есть то самое  “ядро целевой аудитории”! 

- В какой точке сейчас находится агентство? Это все еще реклама, или уже больше IT?

- Мы по-прежнему с удовольствием занимается маркетинговыми сервисами, но объем меньше. Для ограниченного круга международных клиентов, и только в Беларуси. Казахский офис решили не восстанавливать после Covid. Выжидаем время бума на качественные off-line коммуникации:)  

Значительную часть бизнеса сейчас занимает собственный продукт, его поддержка. Здесь и география работы шире (Кавказ, Венгрия, Ирландия, Польша, Россия), и с точки зрения стратегического развития – это наш основной фокус.

PR3

Но не могу сказать, что мы стали продуктовой компанией. Мы являемся продуктово-сервисным бизнесом, т.к. кроме самой платформы есть блок поддержки. Это наполнение и управление контентом, обновление дизайна, аналитика, менеджмент – традиционные блоки рекламного сервиса. 

Easy Soup и FYK уже не так сильно интегрированы в рекламную часть бизнеса, но есть видение, как их глубже объединять и получать выгоду для обоих направлений.  

- Какие УТП для себя выбрали в сфере продуктовых решений? Помогает рекламный опыт? 

- Отстройка продукта от конкурентов – это задача топ-уровня сложности, если честно. В IT,  в общепите, в напитке – всюду свои стратегии. Расскажу на примере Forcela.    

Во-первых, мы стараемся не конкурировать, а искать win-win (хорошая привычка, на самом деле, привитая рекламным сервисом). Одна из категорий конкурентов – это digital-агентства, которые с нуля разрабатывают решения. Мы предлагаем им наше решением, как framework, выступаем в качестве подрядчика с уже готовым set of tools, передавая обслуживание и развитие на сторону digital-сервиса. 

Forcela

Во-вторых, понимаем ценность комплексных решений, когда есть one tool для ряда задач.  Forcela, например, закрывает сразу две бизнес-потребности клиента: это и игровая обучающая платформа, и инструмент стимулирования продаж. То есть Клиент за меньшие вложения (финансовые и временные) получает решение, которое может решать задачи и маркетинга, и продаж. Magic же! 

В-третьих, партнерство, как глобальный принцип. Мы вместе с клиентом думаем, анализируем и «собираем» решение под конкретные задачи на базе готового функционала. Дописываем нужные интеграции и модули, чтобы решение «встроилось» в бизнес-процессы на их стороне. На нашей стороне много проактивности, экспертности и опыта, которым делимся. 

- В чем выиграло агентство от развития собственного продукта? 

- Маркетинговые сервисы в Беларуси – падающий рынок. Конечно, до сих пор идут рекламные кампании. Но как много сейчас  больших ивентов, фестивалей, эффектных арт-инсталляций, креативных активаций, классных промо? 

А IT – это растущая сфера. Конечно, последний год, и особенно последние пару месяцев создали и здесь невиданную турбулентность... НО, глобально, это растущий рынок. 

Даже если у тебя микро-продукт, который занимает 0,01% европейского рынка –  это уже бизнес. Рентабельность в IT выше. Тот эффект масштаба, о котором говорила в самом начале.  

Также в 2020 году в период covid не было стихийных сокращений, людей из рекламы переводили в продуктовое направление, там применяли их навыки. 

- Были ли неудачи?

- Конечно.  Море: ) Даже если ты плавно переходишь в другую сферу, все равно нужны иные, отличные от рекламных, компетенции. Например, мы стартовали с аутсорс командой разработчиков, сделали ряд ошибок с техническим стеком, которые сильно тормозили и до сих пор тормозят развитие. 

1654859098855.jpg

Иногда кажется, что усилия для нужного роста – неподъемные. В рекламе все достаточно линейно и понятно: как развиваться, где искать новых клиентов, как растить сотрудников. А в продукте все это приходится нарабатывать практически с нуля. Цикл создания проекта иной, цикл сделки отличается кардинально, сам принцип построения бизнеса – другой. 

Но мысли пойти в обратную сторону нету. От слова совсем :) 

Период, когда мы занимались только рекламой, был эмоциональный, драйвовый и очень  своевременный! Можно сравнить с первой любовью. Но, по правде, это больше похоже на первого ребенка. Лучшее, что с тобой происходило, поэтому хочется еще, но уже мальчика:)

PR3.jpg

- Как, на ваш взгляд, могут меняться рекламные агентства? В какие направления можно уходить? 

- Во-первых, не IT единым. Фокус на IT понятен, но нужно быть готовым к серьезным инвестициям. Знакомые коллеги из маркетинговых сервисов, например, открыли крафтовое производство сыра:) Оригинальнее, и дешевле. 

Сейчас некоторые беларуские агентства пробуют новые рынки (Казахстан, Узбекистан, Польша), а некоторые развивают новые продукты и сервисы, исходя из сегодняшних реалий.

Главное, в принципе куда-то идти. Есть матрица Ансоффа, которая очень помогла в свое время в выборе направления для бизнеса. В ней две оси – рынок и продукт, и всего 4 варианта развития для бизнеса: стратегия проникновения на рынок, развития рынка, развития товара и диверсификации.

ansof-matrix-full.png

Это базовая логика, и если поштурмить, проанализировать рынок и свои возможности,  то можно выбрать для себя квадрат из матрицы и прилагать все усилия туда.

- Как стоит меняться собственникам бизнеса, когда меняются правила игры?

- Скажу банальную вещь: если характер и ценности человека позволили ему в какой-то период создать успешный проект, то важно не подстраиваться под “изменчивый мир”. А искать, каким образом те же ценности реализовать в других проектах, в новом мире. 

У каждого предпринимателя есть своя супер-сила: кто-то визионер, кто-то хорош в маркетинге, кто-то способен брать на себя риски. Та сильная зона, в которой и целесообразно постоянно наращивать компетенции.  

На устойчивой базе ценностей и личной специализации и создаются новые бизнесы. И идеально, если каждый последующий проект усиливает предыдущий. Например, сейчас в голове зреет идея, способная  связать и рекламное прошлое, и IT и проекты питания. Но, главное, полностью резонирует с личной философией жизни.  В общем, чисто по-рекламному,  это был тизер :) 





Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: