Пиар или реальная польза? Оцениваем с экспертом инклюзивные проекты беларуских компаний

Поделиться

Продолжаем разбирать реальную пользу корпоративной социальной ответственности брендов в Беларуси – в первом материале мы вместе с экологами анализировали эффект проектов о защите окружающей среды. На этот раз разбираем отработку темы инклюзии, а конкретнее - коммуникацию, направленную на поддержку людей с ограниченными возможностями.  

marketing.by поговорил с Еленой Титовой, председателем центрального совета «Гiд па жыццi / ОО «Белорусская ассоциация помощи детям - инвалидам и молодым инвалидам» - насколько подобные проекты действительно решают проблемы и как нужно подходить к реализации инклюзивных кампаний.

Что такое инклюзия

254_oooo.plus.png

Прежде всего, мы попросили спикера определиться с терминологией: 

«Инклюзия – не для людей с инвалидностью и о них. Инклюзия – для нас всех. Это касается и людей низкого роста, и людей с нарушением зрения, и пожилых и т.д. Например, безбарьерной средой – пандусами и удобными лифтами – пользуются не только люди, передвигающиеся в инвалидной коляске, но и широкая общественность – беременные, дети, временно нетрудоспособные, пожилые люди. 

Инклюзия – это когда общество делает так, чтобы любой человек, независимо от его возможностей, мог воспользоваться всеми благами наравне с другими.

Мне очень нравится высказывание Эйнштейна о том, что легче расщепить атом, чем предрассудки. И КСО-проекты способствуют изменению и формированию общественного сознания, что все люди разные, что рядом с нами живут люди с инвалидностью. 

Например, если в продаже будут майки с языком Брайля, то огромное количество людей узнает, что такое язык Брайля, и задумается, как незрячие люди читают и пишут. И может быть, кто-то начнет использовать язык Брайля в своих кофейнях или другой деятельности.

То есть КСО-проекты по инклюзии – это не только польза самим людям с инвалидностью, они нужны и всему обществу в целом».

Marketing.by попросил Елену Титову прокомментировать подборку КСО-проектов беларуских компаний.

Mark Formelle выпустил коллекцию футболок с работами незрячих детей

Проект Марк Формелль.jpg

Оценка эксперта: «Прекрасный проект. И мне приятно, что Mark Formelle постоянно обращается к этой теме, использует подобные проекты для продвижения своей продукции. Еще в 2017 году они поддержали совместный проект, который реализовали РОО «Белорусская палата моды», наша организация и ПРООН в Республике Беларусь. Это был конкурс среди беларуских дизайнеров на лучший принт о целях устойчивого развития «Ясный язык» - о доступности информации для людей с инвалидностью».

Инклюзивный бариста от А1

9c6c818aef9b754482c8051ef58748ab.jpg

Оценка эксперта: «Я лично знакома с Александром Авдевичем, и он сумел добиться многого: привлек к сотрудничеству значимую компанию и поднял крайне актуальную проблему для Беларуси – трудоустройство людей с инвалидностью.

Александр на 100% знает, с какими проблемами сталкиваются люди с инвалидностью, но он не только говорил, как это важно, а показал на конкретном примере: сначала кофейня открылась в банке, потом в офисе А1. И сейчас у него уже академия инклюзивных бариста».

Volkswagen и турнир по интуитивному футболу

1-460x307.jpg

Оценка эксперта: «Я раньше с большим недоверием относилась к участию звезд в продвижении нашей тематики. Мне казалось, что они используют ее для своих целей. Но не в этом случае. То, что звезды футбола завязали глаза и попробовали стать на место людей с инвалидностью – прием не новый. Но он достаточно удачный, чтобы показать, что инвалидами люди не рождаются, а становятся. И если лидеры мнений говорят, что быть незрячим и играть в футбол – это нормально, то это формирование общественного мнения и инклюзия».

Volkswagen и озвученный маршрут для незрячих людей

wwwww.jpg

Оценка эксперта: «Этот проект нацелен конкретно на людей с инвалидностью. И видно, что это не пиар компании - они смогли найти хорошую платформу. Вроде бы это и реклама, но с другой стороны – они немного улучшили качество жизни людей слабовидящих или с потерей зрения и показали пример компаниям такого же уровня, чтобы и те активно участвовали в КСО».

Тихие кассы в магазинах "Соседи"

f7aac11649d21f37751d4475a42863f6.jpg

Оценка эксперта: «Мне очень нравится эта инициатива. Я только жалею, что пока никто из других крупных гипермаркетов эту идею не поддержал. Но, возможно, это связано с тем, что в этом проекте участвовали слабослышащие люди. Для глухого человека, который может общаться только с помощью жестов, нужна помощь сурдопереводчика, а их в нашей стране считанные единицы. Поэтому до сих пор существуют специализированные предприятия Белорусского общества глухих».

Belkosmex разместил на упаковке средств линейки Detox Natural шрифт Брайля

dwwKXPyEPSICT71sUwaxJQ_cr.jpg

Оценка эксперта: «В принципе, это должно быть по умолчанию. И если шрифт Брайля на майках – это такое более яркое напоминание о том, что мы все разные, то упаковка – это другое. У нас же все думают, что безбарьерная среда – это только пандусы. Но нет, это и возможность незрячему человеку выбрать тот продукт, который ему необходим.

Кстати, Беларусь Конвенцию о правах людей с инвалидностью подписала и ратифицировала в 2016 году, и упаковки со шрифтом Брайля уже должны давно стать привычным в наших магазинах».

Unilever представил «адаптивный дезодорант» для людей с ограниченными возможностями

Оценка эксперта: «Этот пример показывает, насколько Беларусь и Запад находятся на разных ступеньках в этой теме. Там инклюзия развивается уже лет тридцать: человек с инвалидностью должен в любом магазине найти на полке то, что будет улучшать качество его жизни – тот же самый дезодорант. А не ехать в специализированный магазин, как это происходит у нас».

Неудачные проекты

Кроме  проектов, подобранныхредакцией Marketing.by, мы попросили Елену Титову назвать другие инклюзивные инициативы, реализованные в Беларуси — как удачные, так и не очень.

«Те проекты, которые вы предложили оценить, это редкость. Я не увидела ни одного, который бы меня оттолкнул. Но таких примеров мало. В основном мы сталкиваемся с узким взглядом на проблему. Например:

  • героизация людей с инвалидностью;
  • жалость к людям с инвалидностью;
  • отсутствие в проектах самих людей с инвалидностью.

Еще лет десять назад в Беларуси было полнейшее непонимание, что такое КСО. Фирмы просто пиарили себя. Например, помогали детским домам – делали крышу и ремонты, привозили подарки, стиральные машины. И я не знала, как объяснить, что это неправильно. Вроде бы хорошее дело: дети инвалиды, сделали крышу – и дождь не будет капать. Но я спросила руководителя пиар-отдела: понимают ли они, что дети-инвалиды всю жизнь «идут по этапу»? Сначала они в детском доме, потом попадают во взрослый интернат. А там они живут в одной комнате с еще 4-5 другими людьми, с которыми они бы может и не хотели жить, они едят в столовой еду, которую. может быть, не хотели бы кушать. И компании своими деньгами поддерживают эту систему.

Наоборот, проекты, которые мы сегодня оценивали, участвуют в создании инклюзивного общества, когда любой человек с любыми ограничениями имеет определенную социальную роль в обществе, а не находится в изоляции».

Трудоустройство в DoubleTree by Hilton Minsk

Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам уже 9 лет реализует программу сопровождаемого трудоустройства людей с инвалидностью на свободный рынок труда. Сюда входит помощь на всех этапах: профориентация, составление резюме, поиск подходящих вакансий, сопровождение на собеседованиях с работодателями и, при необходимости, на рабочем месте.

Сейчас отель DoubleTree by Hilton Minsk, проявляя свою социальную ответственность, взял на работу троих людей с инвалидностью. Все они около десяти лет безуспешно пытались трудоустроиться.

«Это прекрасный пример, когда отель не просто участвует в КСО и предлагает поднять тему трудоустройства людей с инвалидностью, а в реальности создает рабочие места. А первым инициатором 5 лет назад стал Renaissance Minsk Hotel, где были трудоустроены три человека с синдромом Дауна. Один из них в последствии стал директором кафе «Инклюзивный бариста».

Почему многие компании не трудоустраивают людей с инвалидностью? Дело не только в безбарьерной среде, но и в предрассудках: боятся, что работа не будет выполнена качественно. И то, что такие крупные отели столицы как DoubleTree by Hilton Minsk и Renaissance Minsk Hotel пошли на такой шаг, значительно приближает нас к инклюзивному обществу».

Советы компаниям, которые собираются делать инклюзивные проекты

  1. Нужно исходить из принципа Конвенции ООН о правах инвалидов – «Ничего для нас без нас». Все, что задумывают компании в этой сфере, должно быть с участием самих людей с инвалидностью. Обратитесь к тем, для кого вы хотите что-то сделать – можно через общественные объединения. Возможно, ваши идеи и посылы претерпят изменения, чтобы проект действительно стал хорошим.
  2. Акции должны быть не одноразовыми. Необходимо думать об устойчивости – я думаю, бизнесу не нужно объяснять, что это такое.
  3. Посмотреть, как другие организации реализуют социально значимые проекты.
  4. В публикациях о КСО, которые мы обсуждали, нет высказываний самих людей с инвалидностью. А очень важно, чтобы их голос был услышан.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: