Пиар или реальная польза? Вместе с гендерной эксперткой оцениваем качество проектов, поддерживающих женщин

6 Июля 2021 3281 0 PR
Поделиться

Продолжаем разбирать реальную пользу корпоративной социальной ответственности брендов в Беларуси – вместе с экологами  мы уже анализировали эффект проектов о защите окружающей среды. Вместе с организацией, представляющей инвалидов, обсуждали коммуникацию брендов, направленную на поддержку людей с ограниченными возможностями.

Пришло время поговорить о КСО-проектах, сделавших ставку на гендерный аспект - поддержку женщин. О качестве таких инициатив и их пользе мы спросили Юлию Малькову, основательницу некоммерческой организации для женщин-предпринимателей ProWomen By, амбассадора Всемирного дня женского предпринимательства в Беларуси, маркетолога и бренд-стратега.

788_oooo.plus.png

"Я верю, что КСО проекты могут помогать делать добрые дела. В отличие от некоммерческих организаций, у которых часто нет ресурсов, чтобы охватить все проблемы, у бизнеса возможностей больше — помогать можно не только деньгами, но и экспертизой или своей инфраструктурой.

В Беларуси расширение экономических прав женщин и гендерное равенство — не самые популярные темы, причем не только среди компаний, которые реализуют КСО-проекты, но и среди людей, которые поддерживают те или иные организации. К примеру, по результатам исследования Baltic Internet Policy Initiative и Офиса европейской экспертизы те, кто поддерживают деньгами организации и проекты, отдают предпочтение сфере экологии и здорового образа жизни, а гендерное равенство находится на предпоследнем месте (15 из 16), меньший приоритет только у религии".

Marketing.by вспомнил несколько последних инициатив компаний, связанных с поддержкой женщин, и попросил Юлию прокомментировать каждую из них.

She’s Next, Empowered by Visa в Беларуси ― глобальная инициатива по поддержке женщин-предпринимателей

unnamed (60).jpg

"В этом проекте особенно удачный формат онлайн-хакатона. Я сама была среди участниц и жюри разных хакатонов и видела, как такой формат помогает достигнуть первых результатов за короткий срок. Обычно это вдохновляет участников и участниц продолжать работать над своим проектом дальше, а значит процент тех, кто отказывается от своей идеи или бросает её, падает.

Дополнительно стоит отметить поддерживающую среду и экспертную помощь, которую можно получить на хакатоне. Когда мы в ProWomen By проводили опросы о том, что мешает женщинам начать свой бизнес, отсутствие поддержки со стороны семьи и друзей было среди трех самых популярных факторов". 

Проект «Гранты» от АКТИВИА для энергичных и целеустремленных женщин

"В этом проекте есть две важных вещи. Во-первых, он затрагивает сферы, в которых женщины недостаточно представлены (IT, урбанистика, искусство). Во-вторых, он демонстрирует ролевые модели женщин, которые уже состоялись в этой сфере. Исследование BIT (The Behavioural Insights Team) и ПРООН говорит о том, что женщине легче примерить на себя ту или иную профессию, если она видит перед собой пример женщины, которая уже работает в этой сфере. Получается, что этот проект даёт определённый сигнал — ты тоже сможешь".

Поддержка женского предпринимательства в сельской местности от Coca-Cola

dsc-0152.jpeg

"Проекты, разработанные специально для сельской местности, очень важны. Во-первых, предпринимательская деятельность может стать альтернативой, когда в регионе нет рабочих мест. А во-вторых, может помочь семье получить дополнительный доход. Предпринимательство также важно для тех женщин, которые по каким-то причинам не могут выйти на работу на полный рабочий день, например, вынуждены ухаживать за детьми или родственниками.

С одной стороны, преимущество этого проекта в том, что он не просто учит предпринимательским навыкам, а даёт узкие и специфические знания по земледелию. С другой стороны, в подобных проектах нужно убедиться в том, что те, кто в них участвуют, знают не только как произвести продукцию, но и умеют её продать.

Отдельно хочется отметить, что формат однодневных семинаров не всегда удачный. Участники и участницы получают знания, но дальше остаются со своей инициативой один на один. Если мы говорим о женщинах, то часто это значит не только отсутствие поддерживающего окружения, но еще и двойная нагрузка — домашние обязанности и забота о детях. Поэтому программы, в которых есть менторское сопровождение, экспертная помощь или более долгосрочная поддержка, обычно эффективнее".

Women's Idea от Идея Банка и "Леди Стандарт" от Белинвестбанка

maxresdefault (36).jpg

"Во всем мире женщины сталкиваются с ограниченным доступом к финансированию. В Беларуси, согласно исследованию ЕБРР, мужчины привлекают кредиты в 10 раз чаще, чем женщины. При этом вероятность отказа в выдаче кредита для женщин на 55% выше, чем для мужчин.

Когда BIT вместе с ПРООН в Беларуси готовили рекомендации, как преодолеть этот барьер, они советовали убрать из заявок информацию о том, мужчина или женщина берёт кредит. Это помогло бы исключить решения, основанные на предубеждениях. Поэтому отдельные кредиты для женских бизнесов — хорошая идея. Они снимают один из главных барьеров, с которым сталкиваются женщины, обращаясь за финансированием.

Чтобы оценить это предложение, нужно понимать, чем оно отличается от других кредитов, доступных всем. Кредит для женского бизнеса не должен, к примеру, отличаться только упрощенной процедурой подачи или сопровождением менеджера, который помогает оформить заявку. Подобные предложения работали бы на укрепление стереотипов о том, что женщина не может сама правильно заполнить заявку и получить кредит.

Поэтому оценить этот проект полностью можно только сравнив с другими кредитами, доступными на рынке".

Чего не хватает

Кроме подобранных редакцией Marketing.by примеров, мы попросили Юлию Малькову вспомнить и другие "женские" удачные КСО-проекты. 

"Несмотря на то, что женщины вовлечены в экономику, часто распоряжаются семейным бюджетом и активно тратят деньги, в Беларуси практически нет КСО-проектов, направленных на женщин в предпринимательстве.

Из удачных примеров, которые есть в ближайших странах, я бы назвала новый фонд для женщин, основанный в рамках программы «L’Oréal for the future». Он создан, чтобы помочь женщинам добиться равных социальных и экономических прав. Фонд будет работать с некоммерческими организациями в разных странах. В Украине уже открыт приём заявок на реализацию проектов.

Обычно некоммерческие организации напрямую работают с целевой аудиторией, поэтому понимают проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются женщины, имеют опыт и видение, как можно помочь. Участие в КСО-проекте третьей стороны, у которой есть экспертиза в этой сфере, может помочь реализовать принцип “ничего без нас”, когда аудитория получает именно то, что нужно ей сейчас, а не то, что менеджер компании считает интересным".

Советы для компаний, которые собираются делать проекты для женщин

1. Планируя кампанию, очень важно понимать, что именно нужно женщинам. Для этого нужно опираться на результаты исследований, включать целевую аудиторию в дизайн программ или сотрудничать с организациями, которые работают в этой сфере.

2. Не укреплять своими действиями существующие стереотипы о женщинах. Один из способов быстрой проверки — представить на месте женщины мужчину. При этом тема или месседжи не должны выглядеть нелепо или смешно. Например, бывает так, что в программах по развитию бизнеса для женщин можно встретить лекции о том, что надеть или как накраситься на переговоры или встречу с инвестором. Сложно представить тему о гардеробе в образовательном проекте, где участвуют и мужчины.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: