“Создать хороший интернет-ресурс сегодня стоит дороже, чем 20 лет назад газету”: экс-директор “Интерфакса” о медиабизнесе и новом издании

17 Июня 2021 3354 0 Интервью
Поделиться

Осенью прошлого года в Беларуси появился портал общественно-политических новостей smartpress.by. Его основатель, Вячеслав Зенькович, известная в медийных кругах фигура - 17 лет он был генеральным директором белорусского «Интерфакса», 8 лет в московском офисе агентства руководил службой по освещению деятельности органов государственной власти России. 

Почему выбрал такое время для создания медиа, сколько стоит сегодня "вхождение в медиа отрасль", чем привлекает рекламодателей  - Вячеслав рассказал в интервью marketing.by. 

Вячеслав Зенькович

Вячеслав, вы больше 20 лет работаете в медиа бизнесе…

Почти 30. В 1992-м я создал в Минске коррпункт ТАСС...

Серьезный срок. Не выгорели еще?  Вы решили  запустить здесь новый информационный ресурс Smartpress.by. У этого бизнеса в нашей стране есть будущее?

В медиасреде пока не выгорел. Так уж случилось в жизни, что кроме медиабизнеса ничего делать не умею. 

Да, проект в нынешних политических условиях довольно сложный: общество размежевалось по политическим взглядам, и каждый хочет жить в своей капсуле, читать не то, что реально происходит, а то, что хочет прочитать. Но постепенно у всех приходит понимание, что наш мир разнообразнее, чем лента в фейсбук. 

Кстати, именно так определилась редакционная политика: мы - площадка политически неангажированная, мы не за “красных или белых”, мы предоставляем возможность высказывать различные мнения, за исключением, конечно, радикальных. 

При этом не снабжаем материалы  редакционными комментариями. У каждого журналиста, конечно же, есть свои политические взгляды, но мы их не транслируем. Даем возможность посетителям Smartpress.by читать, слушать, смотреть, изучать различные точки зрения и самим делать выводы. 

В Беларуси сейчас немало информационных медиа. Конкуренции не боитесь? 

Мне кажется, такой площадки, новостного портала, освещающего общественно-политическую проблематику, практикующего практически ежедневно видеоинтервью, в Беларуси кроме Smartpress.by на сегодняшний день нет. 

И я еще раз обращаю внимание, что мы  приглашаем в студию ньюсмейкеров разных политических взглядов, зачастую политических антиподов: оппонентов и сторонников действующей власти, противников и адептов интеграции с Россией. 

Конечно нелегко сейчас балансировать,  чувствую себя иногда канатоходцем. Но у меня и у журналистов Смартпресс лучший в стране опыт нейтральной взвешенной журналистики. Многие ранее работали со мной в “Интерфаксе”. 

Не сомневаюсь в главном: частные, самой разной политической направленности СМИ нужны и власти, и обществу. Стороны могут это либо не понимать, либо недооценивать. Но это индикатор уровня их развития, если угодно, степени цивилизованности. 

Вы сказали - частные. Вы имели ввиду  честные?

Я сказал именно то, что имел ввиду. Честные - само собой. За это я и люблю информационную журналистику - что  может быть честнее фактов? Но я говорю о частных, независимых от государства медиа. Уровень развития негосударственных СМИ – это основное мерило качества управленческой системы государства.

Говорят, что журналисты и патологоанатомы – самые циничные люди на свете. Может оно и так. Но именно сейчас - самая благоприятная среда для развития медиаресурса. И статистика прироста пользователей это подтверждает. 

Каков, на ваш взгляд, сегодня финансовый порог вхождения в медиа отрасль?

Просто человек с компьютером не сделает качественный проект. Определенный стартовый капитал, разумеется, должен быть. По уровню затрат современный медиаресурс – это фактически небольшой завод. 

В доинтернетные времена главными затратами газеты были типография, бумага, почта (распространение). Казалось бы, с появлением интернета, это все ушло в прошлое и можно делать медийную структуру с гораздо меньшими затратами! Но если делать все правильно и качественно, то затратная часть тоже складывается из весьма дорогих составляющих: лицензионное ПО, хостинг, качественное видео оборудование, компьютеры. Плюс зарплата - труд квалифицированных журналистов должен достойно оплачиваться.

Существует еще важная составляющая - налоги. Например, в России действуют налоговые преференции для информагентств: подписка на новостные ленты облагается 10% НДС, то есть в два раза меньше общепринятой ставки. Таких преференций у нас нет. В Беларуси СМИ работают так, как и любой субъект хозяйствования, по общим правилам.

Создать хороший интернет-ресурс сегодня стоит даже дороже, чем, например, 20 лет назад газету.  

Как нужно выстроить редакционную политику, чтобы быть востребованным аудиторией СНГ?

Откровенно говоря, мы не ставим целью завоевать аудиторию СНГ. Первостепенная наша задача, быть интересными внутри Беларуси. Только около 10% нашей аудитории – это читатели и зрители из России, Казахстана, Украины и других стран бывшего СССР. 

Но так как  в СНГ людей объединяет общая русскоязычная среда, родственные связи, политические и экономические союзы, бизнес, есть интерес к нашим новостям. Смартпресс индексируют поисковые системы, нас цитируют, гости наших прямых эфиров вызывают интерес, в том числе, из-за рубежом.

Как Вы выбираете темы для собеседников и почему практикуете интервью именно в прямом эфире? 

Темы придумываю в большинстве случаев сам. Вернее, их подсказывает жизнь. Прямой эфир - это динамика, это определенный заряд, а еще - это своего рода защита от  желания собеседников что-то поправить в своих словах, что-то убрать. 

Интервью с руководителем Deal.by Максимом Мариничем. 

photo_2021-06-17_11-17-34.jpg

Но вот с собеседниками, скажу, у нас в стране сложно. В общем сложно было всегда. И четверть века чиновники и бизнесмены были убеждены, что вслед за публичными высказываниями их будут «щемить» проверками, например. А теперь эта традиционная  закрытость, даже “зашуганность” чиновников усугубилась нынешней общественно-политической ситуацией. 

Я 8 лет работал в Москве в центральном офисе “Интерфакса”, курировал взаимодействие с органами госуправления. В России такой закрытости нет. Наоборот, чиновники, представители бизнеса охотно идут на контакт с журналистами. Они заинтересованы в том, чтобы люди знали о их работе, деятельности соответствующих отраслей экономики, компаний. У российских чиновников есть понимание того, что чем больше будет информации, тем легче власти разговаривать с народом.

Какую аудиторию вы хотите завоевать и какие методы используете?

Хотелось бы быть интересными для всех. А методы… В силу политической ситуации невозможно использовать инструменты продвижения, которые были в арсенале  еще год назад. Если я пойду на ток-шоу на БТ - приклеят соответствующий «ярлык», если замелькаю в оппозиционном СМИ – приклеят другой. Не хочу, чтобы Смартпресс привязывали к тому или иному политическому блоку. 

Используем и классические методы - яндекс и гугл-новости. Кстати, оба агрегатора охотно взяли наш совсем “зеленый” ресурс в новостную выдачу. А для них важны оперативность и уникальность контента. Кроме того, планируем активно  использовать  различные коллаборации и реализовывать совместные проекты. Но об этом пока рано. 

Вы работаете только с новостями или делаете рекламные материалы? 

У Смартпресс, разумеется, есть классические баннерные площадки. Однако их, если заметили, не много. Основным источником рекламного дохода мне видится промоушен  и нативная реклама. 

Мы предлагаем клиентам системно на коммерческой основе рассказывать об эффективности и востребованности их товаров и услуг, ищем или создаем инфоповоды. 

Форматы рекламных  новостей такие  же как и для обычного информационного продукта:  интервью в эфире, новости и статьи. К нам в гости приходят директора предприятий, бизнесмены, банкиры. Не «ломовой» рекламой, а в живых диалогах они рассказывают о своей деятельности, товарах, услугах. 

пиар

Насколько востребован такой подход у клиентов? 

Уже да, и будет востребован еще больше. Судя по всему, в ближайшее время пойдут масштабные интеграционные процессы с Россией. Это значит, что наши бизнес, промышленность, финансы будут работать по единым с Россией правилам. По крайней мере, более близким, нежели сейчас. С учетом фактора неравновеликости наших экономик, скорее всего, белорусскому бизнесу придется подстраиваться под правила, действующие в РФ. 

Понимаем, что эти правила в Беларуси отличаются. Насколько и как? 

Они как раз предусматривают активное продвижение субъектов хозяйствования в СМИ.  Речь идет о системном освещении деятельности компаний, которое включает в себя не только новости  о  продукции, переговорах, новых технологических линиях, а также  высказывания топ-менеджеров о налогах, комментарии действий госрегуляторов. У нас зачатки такой работы уже видны в частных компаниях, но в государственных, как правило, с этим все очень плохо. 

В России принято прежде чем определиться с компанией-партнером, его изучать. Если  в СМИ нет достаточных сведений, потенциальный партнер выглядит как минимум странно. Отсутствие информации настораживает. Белорусским компаниям рано или поздно придется играть по этим правилам. 

Есть у Smartpress.by еще одна коммерческая «фишка», которой, пожалуй, на сегодняшний день нет ни у кого из коллег по медийному цеху. Это мой «личный фактор». За 8 лет работы в Москве я установил добрые отношения с большинством российских губернаторов, руководителями региональных министерств, ведомств, крупных компаний. Партнеров Smartpress.by бесплатно консультирую, знакомлю с потенциальными партнерами в России, рекомендую механизмы заходов на региональные рынки. Примерно такие же бесплатные услуги предоставляю заинтересованным компаниям из России. Консультирую их по вопросам, связанным с работой на белорусском рынке.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: