Что планируют рекламные ассоциации Беларуси на 2019 год: борьбу против демпинга и нечестных тендеров, новые рейтинги и образовательные проекты

21 Января 2019 3359 0 Бизнес
Поделиться

Традиционно в начале года Marketing.by попросил профессиональные ассоциации поделиться планами на предстоящий год. Мы получили комментарии от четырех ассоциаций и вот что обнаружили. В 2019 году сообщества обещают вплотную заняться прозрачностью тендеров и профессиональной этикой. Об этом заявляют и рекламисты в лице АРО и АКМА, и коммуникаторы - в лице АККК.

Профессиональные ассоциации волнует вопрос демпинга отдельных игроков рынка, а также - экономическое давление клиентов при проведении тендерных торгов. Ситуации "прогибания" на удобную и очень невысокую цену часто обсуждаются в кулуарах, проблема длится годами, но по сути - никак не решается. 

Профессиональные сообщества заявляют о проведении исследований рынка и подготовке новых рейтингов в этом году. Так, IAB Belarus планирует сделать срез клиентского мнения об использовании интернет-рекламы, а АКМА - подготовить рейтинг эффективности агентств. 

Все сообщества обещают образовательные проекты, которые призваны поднять уровень агентских и клиентских сотрудников в сфере рекламы и коммуникаций. 

Ассоциация рекламных организаций

aro_logo2[1].gif

Валерий Боднарь, исполнительный директор:

- В наступившем 2019-ом году Ассоциация рекламных организаций намерена продвигать свои инициативы по развитию рекламного рынка в стране и способствовать становлению цивилизованных отношений в рекламной индустрии. 

Мы будем продолжать работу по созданию индустриальных стандартов, регулирующих отношения рекламных агентств, рекламодателей и рекламораспространителей, начатую осенью прошлого года. Это малая часть глобального процесса по внедрению саморегулирования в маркетинговых коммуникациях и рекламе, который обозначен в меморандуме, подписанным в ноябре 2018 года беларуским рекламным сообществом и Европейской ассоциацией рекламных стандартов (EASA). Эта работа потребует консолидации усилий крупнейших рекламных бизнес-ассоциаций и Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

АРО продолжит участвовать в мероприятиях Координационного Совета по рекламе при межгосударственном совете по антимонопольной политике стран-участниц СНГ.

В марте текущего года рекламному сообществу будет представлена экспертная оценка АРО объема рекламного рынка страны за 2018 год, рейтинг медийных агентств по объемам закупок на ТВ и в сети Интернет.

Продолжится работа по оценке креативности беларуских агентств по итогам фестивалей, которые пройдут в 2019 году.

В планах АРО на 2019 год запуск образовательных проектов, призванных обеспечить подготовку кадров для рекламной индустрии и поднять уровень профессиональной подготовки специалистов служб маркетинга отечественных предприятий. В текущем году мы планируем заложить основы системы защиты авторских прав членов АРО, усилить нашу организацию новыми участниками и укрепить ее позиции через представительство в статусных профессиональных объединениях.

Учитывая, что АРО – первое и старейшее профессиональное объединение рекламных организаций, у которого не за горами 20-летний юбилей, мы планируем рассказать белорусам о людях, которые внесли ощутимый вклад в развитие национальной рекламной индустрии. Подробный план работы планируется утвердить на общем собрании Ассоциации рекламных организаций в начале февраля.

IAB Belarus

logo_cr[1].jpg

Кирилл Лащенко, CEO:

- IAB Belarus существует на рынке уже 5 лет, и мы рады, что Ассоциация стала отличной площадкой диалога для всех ключевые игроков рынка. В 2019 году мы планируем как ряд новых инициатив, так и поддержку и развитие наших ежегодных проектов.

В новом году IAB Belarus планирует сдвинуть фокус внимания в сторону значимых игроков экосистемы - рекламодателей. Уже идет работа по запуску Digital Advertiser Barometer Belarus - исследования взгляда рекламодателей на онлайн-рекламу, ее эффективность и барьеры, которые мешают развитию отрасли и росту инвестиций в интернет как медиаканал. Также запускаем прямой диалог с рекламодателями по привлечению их к участию в инициативах IAB Belarus.

В 2018 году мы придумали и провели Digital Ravе – профессиональную тусовку и площадку для нетворкинга, чтобы все, кто сегодня работает в сфере интернет-рекламы, почувствовали себя частью большого сообщества, которое и формирует сегодняшний беларуский digital-рынок. Думаю, что цель, которую мы ставили перед собой, создавая такой ивент, достигнута, и нам удалось создать правильное настроение.

В 2019г. продолжим экспериментировать с форматом образовательных мероприятий. Хотим провести ряд Креативных завтраков, посвященных развитию технологий и глобальным векторам движения онлайн-рекламы (AI, голосовые помощники, беспилотный транспорт и др.). Планируем привезти спикеров, которые непосредственно стоят у истоков и участвуют в развитии такого рода проектов. Следите за новостями на нашем сайте IAB.by

Также планируем совместный проект с вузами для повышения интереса к онлайн-рекламе у студентов старших курсов и привлечения молодых людей в отрасль.

В прошлом году IAB Belarus стала членом IAB Tech Lab. Лаборатория занимается разработкой глобальных индустриальных стандартов и протоколов для их внедрения. Планируем дальнейшее взаимодействие с глобальным сообществом в области стандартов и технологий.

Не сбавляем обороты по сотрудничеству с рекламным регулятором и другими государственными органами. Диалог продолжается и игроки рынка видят прогресс.

Ассоциация на ежегодной основе участвует в европейском исследовании AdEx Benchmark Survey, предоставляя данные об объемах рынка интернет-рекламы Беларуси и развитию его сегментов.

Среди ежегодных проектов - плановое обновление digital-экосистемы - графической карты ключевых секторов, процессов и игроков в сфере digital-маркетинга. А также ряд закрытых мероприятий и инициатив, которые отвечают потребностям мемберов Ассоциации.

Ассоциация компаний коммуникационных консультантов

12004961_1703969106499330_6600770818279211497_n[1].jpg

Роман Костицын, председатель совета:

- Што тычыцца ключавых пытанняў, якія трэба вырашаць у 2019 годзе, то з большага гэтыя праблемы палягаюць у галіне этыкі – як прафесійнай, так і дзелавой. Часяцком мы бачым этычныя парушэнні як з боку ўдзельнікаў рынку, так і з боку кліентаў. Асноўнае – гэта, напрыклад, непразрыстыя ўмовы правядзення тэндераў на камунікацыйныя паслугі, адсутнасць паўнавартаснай зваротнай сувязі з тымі, хто прайграў тэндер. У выніку ўзнікае непаразуменне, удзельнікі тэндэраў не атрымліваюць неабходнай інфармацыі аб тым, чаму іх прапановы не былі прынятыя, что ніякім чынам не паляпшае рынак і канкурэнтныя зносіны.

На жаль, ёсць прыклады, калі адна агенцыя фактычна блакуе дзейнасць другой, проста ўмешваючыся ў адносіны кліента і агенцыі з нейкімі “крытычными заўвагамі”, а потым, атрымаўшы кліента, не можа абяспечыць яму дастойны сэрвіс – гэта таксама грубае парушэнне міжнародных і айчынных стандартаў прафесійнай этыкі.

Ёсць праблема дэмпінгу на рынку – у выніку чаго мы сутыкаемся з невыкананнем абавязкаў агенцыяй, якая проста не можа даць якасный сэрвіс кліенту за тыя грошы, на якія сама пагадзілася. Магчыма, прыйшоў час больш адкрыта абмеркаваць пытанні цэнаўтварэння.

Мы таксама сутыкаемся с цэнавым ціскам з боку кліентаў, на жаль, ў тым ліку і міжнародных карпарацый – на наш погляд, трэба абазначыць нейкія мяжы гэтага ціску, то бок такі “натуральны адбор” на самой справе аказваецца зусім не натуральным.

На 2019 год галоўная тэма – гэта рынак і ўмовы яго далейшага развіцця, і на наш погляд, гэтыя ўмовы палягаюць менавіта ў этычнай сферы. Пашыраючы парфесійнае кола, у тым ліку і кола членаў асацыяцыі, мы будзем асаблівую увагу надваць гэтым пытанням.

Таксама ёсць планы распрацаваць прафесійныя стандарты спецыялістаў у камунікацыйнай сферы і мінімальны стандарт якасці камунікацыйных паслуг – каб ў замоўцаў было ўяўленне пра тое, чаго яны могуць патрабаваць і чакаць ад прафесіяналаў у камунікацыйнай сферы.

Будзем працягваць працу над пашыреннем удзелу прафесійнага кола спецыялістаў у абмеркаванні і вырашэнні асноўных пытанняў камунікацыйнага рынку на разнастайных пляцоўках. Па-першае, гэта нефармальныя сустрэчы на бізнес-сняданках асацыяцыі, якія мы плануем праводзіць прыкладна раз на два тыдні. У асноўным іх мы прысвячаем разгляду сучасных тэхналогій камунікацыі, якія актыўна развіваюцца.

Абавязкова будзе прадоўжаны і дыялог з дзяржаўнымі структурамі у напрамку аб’яднаня высілкаў па рашэнню ключавых сацыяльных задач з выкарыстаннем сучасных тэхналогій і магчымасцей камунікацыі – у гэтым грамадзкім удзеле мы бачым аснову місіі асацыяціі.

Ассоциация коммуникационных и маркетинговых агентств

akma[1].png

Среди первоочередных задач АКМА – продолжение активной работы по либерализации рекламного законодательства, начатой еще в 2016 году с подготовки совместного с МАРТ проекта Концепции развития рекламного рынка на период до 2022 года, который лег в основу проекта нового Закона «О рекламе». Ряд инициатив, предложенных АКМА, нашли свое отражение в уже принятых законопроектах. 

Например, отмена согласований сюжетов наружной рекламы и рекламы на транспорте, разрешение указания в рекламе на иностранном языке названий культурных мероприятий, гастрольных туров, концертов, увеличение на один час времени, допустимого для трансляции рекламы пива на ТВ и радио, предполагается усовершенствование и ряда других устаревших положений Закона «О рекламе».

Тем не менее, ряд предложений по развитию рекламного рынка, как отдельной отрасли экономики, остались незамеченными, поскольку зачастую представители государственных органов опасаются принятия новых прогрессивных предложений. Над этими вопросами нам и предстоит работать в течение 2019 года. 

Одной из важнейших задач АКМА в 2019 году видит создание четкой и прозрачной системы проведения тендеров в области креатива, брендинга и маркетинговых сервисов. Разработанная ранее Декларация АКМА о необходимости проведения «прозрачных» тендеров вызвала горячие споры со стороны рекламодателей, и это неудивительно. 

Проведенное специалистами АКМА исследование выявило основные противоречия и проявило интересы обеих сторон, основные постулаты которого достаточно просты: клиентам удобно проводить тендеры, не принимая во внимание экономические интересы агентств, при этом не всегда выполняя, со своей стороны, заявленные обязательства. Данная работа проводилась в тесном контакте как с агентствами-членами Ассоциации, так и с рекламодателями. 

Протестировав основные положения Декларации и внеся актуальные коррективы, АКМА в конце 2018 года разработала меморандум о единых стандартах проведения тендеров в области креатива, брендинга и дизайна, который будет анонсирован в ближайшее время. Основные постулаты меморандума:

  • проведение тендеров в несколько этапов согласно установленной процедуре, 
  • подписание тендерного договора между заказчиком и агентством, 
  • наличие переходного этапа по внедрению норм меморандума, 
  • отказ от участия агентств, подписавших меморандум, в тендерах, не соответствующих нормам меморандума АКМА, 
  • последующий переход к оплачиваемым тендерам. 

Внедрение правил проведения тендеров позволит, на наш взгляд, минимизировать их коррупционную составляющую, повысить эффективность тендеров как для агентств, так и для заказчиков, оптимизировать избыточные тендерные издержки агентств, удерживать таланты в рекламной отрасли, повышать культуру и стандарты взаимоотношений между контрагентами, исключить недобросовестную конкуренцию. Кроме того, планируется внедрение в 2019 году механизма контроля за соблюдением выработанных правил проведения и ответственности нарушителей системы проведения тендеров, а также разработка системы антидемпинговых мер.

АКМА продолжит работу над рейтингами агентств. В конце января креативным комитетом ассоциации будет утвержден список фестивалей и конкурсов, их веса для рейтинга 2019 года.

В 2019 году новым для белорусского рынка станет рейтинг эффективности агентств и компаний, который будет внедрен АКМА в ближайшее время. Такой рейтинг появится благодаря проведению в Беларуси международного конкурса в области эффективности маркетинговых коммуникаций Effie.

В апреле 2019 года в Беларуси пройдет ХI Международный Фестиваль маркетинга и рекламы «Белый Квадрат», соорганизатором которого выступает АКМА. «Белый Квадрат» - один из крупнейших креативных фестивалей индустрии коммуникаций в Восточной Европе и главное событие в сфере маркетинга и рекламы Беларуси.

АКМА также является организатором локального фестиваля рекламы ЛАМА, конференции «Дни маркетинга, рекламы и брендинга», Премии потребительского признания «Народная Марка» Беларуси, показы коллекции лучших рекламных роликов мира ABC Show (по версии The Gunn Report), Effie Awards, которые пройдут в 2019 году. Ближайшим событием станет Премия AdMa (Advertising&Marketing Awards), церемония награждения которой состоится 1 февраля совместно с награждением победителей рейтинга креативности и мастерства АКМА 2018.

Полный план работ на 2019 год будет утвержден в конце января на общем собрании АКМА. 

*Планы АКМА по состоянию на первую половину дня  21.01.19 были представлены выборочно на усмотрение редакции marketing.by 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: