Рейтинговое агентство BIK Ratings подготовило отчёт "Зелёное финансирование, ESG и перспективы их развития в Беларуси". В нем содержится и обзор разрабатываемой методологии присвоения ESG-рейтингов беларуским компаниям.
Напомним, что ESG-факторы − экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления, которые оказывают воздействие на компании и организации всех форм собственности. Их учитывают институциональные инвесторы и финансирующие организации в своих инвестиционных стратегиях и кредитных политиках.

Существует такое понятие, как ESG-инвестирование – подход, который предполагает рассмотрение широкого набора экологических, социальных и управленческих факторов и их влияния (как положительного, так и отрицательного) на результаты деятельности.
По данным PwC, к 2025 году ESG-фонды будут держать в управлении больше активов, чем прочие фонды. При этом рыночная доля ESG-фондов в 2025 году вырастет до 57% по сравнению с нынешними 15%.
Эксперты BIK Ratings отмечают, что сейчас в Беларуси насчитывается большое количество крупных и средних компаний, которые знают и оценивают свои экологические, социальные и корпоративные риски бизнеса.
"Многие беларуские компании активно развивают КСО, инвестируют в экологические и социальные инициативы. При этом отсутствуют беларуские компании с присвоенными им ESG-рейтингами. Что связано в первую очередь с отсутствием представителей международных рейтинговых агентств в Беларуси и с дороговизной их услуг.
Продвижение устойчивого инвестирования в стране, стимулирование бизнеса и частного капитала к участию в реализации проектов устойчивого развития внесет неоценимый вклад в достижение национальных и глобальных целей".
Изучив методологии ESG-рейтингов международных и национальных рейтинговых агентств, учитывая специфику беларуского рынка, BIK Ratings уже ведет разработку будущей методологии присвоения ESG-рейтинга, которая будет основываться на принципах прозрачности, объективности, международной сопоставимости результатов оценки. Оцениваться будут следующие факторы:
E
- Влияние на атмосферу
- Влияние на водную среду
- Влияние на почву и природные ресурсы
- Экологическая стратегия компании
- Практика обращения с отходами
- Планы по снижению негативного влияния на экологию и внедрению эко-инновации и др.
- Политика КСО
- Уровень оплаты труда
- Уровень социальной защиты персонала
- Система охраны труда
- Взаимодействие с клиентами
- Система минимизации социальных рисков
- Осуществление социального маркетинга
- Практика социально ответственного инвестирования
G
- Деловая репутация
- Стратегия развития
- Эффективность деятельности совета директоров и исполнительных органов
- Риск-менеджмент
- Прозрачность деятельности бизнеса.

Участниками Глобального договора ООН в Беларуси, в основе деятельности которых лежит концепция устойчивого развития, объединяющая три ESG-направления, являются 28 компаний. В обзоре BIK Ratings приводится ряд примеров деятельности беларуских бизнесов в рамках ESG-стратегии.
Так, МТБанк один из первых в Беларуси поддержал развитие сферы КСО в стране, вступив в 2006 г. в Глобальный договор ООН. С тех пор корпоративно социальной ответственности уделяется большое внимание, а также она включена в стратегические планы Банка.
С 2010 г. Банк публикует отчёт об участии в Глобальном договоре ООН (до 2018 г. имел иное название). Банк заключил соглашение с международной финансовой организацией NEFKО для финансирования энергоэффективных проектов. Также Банк провел акцию «Освежи мир», направленную на экономическое и экологическое образование участвующих, в рамках которой участниками также была высажена аллея из рябин.
Сбер банк ежегодно с 2015 г. публикует годовой отчёт, в рамках которого представлен блок «Корпоративное управление», в 2019 г. также появился блок «Корпоративная социальная ответственность Банка», который в отчёте за 2020 г. был модифицирован в блок «ESG-повестка». В рамках E-вопроса Банк в 2020 г. предпринял следующие действия:
- организовал раздельный сбор отходов производства с последующей сдачей их на переработку,
- сократил выбросы CO2,
- заменил осветительные приборы на энергоэффективные светодиодные,
- поддержал зелёное финансирование;
- в рамках S-вопроса: направил средства на благотворительность и спонсорство и провел мероприятия по финансовой грамотности;
- в рамках G-вопроса: продолжает поддерживать эффективность корпоративного управления.
Альфа-Банк занимает активную социальную позицию. На данный момент около 5% кредитного портфеля Банка составляют кредиты на зеленую энергетику и сельское хозяйство. Из примерно 15 млн USD текущего объема вложений в Банк развития Республики Беларусь около 8% кредитов было направлено на экологию, 14% — на женское предпринимательство и развитие регионов и 3% — на стартапы.
Банк имеет опыт реализации Программы энергоэффективности с ЕАБР. Банк участвует в проектах «Фестиваль уличных театров» и «Тэатральны куфар». АльфаБанк открыл сеть коворгинга для клиентов в Минске и Гродно и создал Академию бизнеса, в рамках которой проводятся тренинги и семинары для предпринимателей в регионах.
Телеком-оператор А1 с 2014 г. имеет стратегию в области КСО. В августе 2021 г. Компания провела реорганизацию отдела корпоративных коммуникаций, функции которого перешли к управлению общественных связей и ESG. А1 разработали и утвердили экологическую политику на 2021–2025 годы, определили конкретные цели и задачи по трем основным направлениям: энергоэффективность, сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу и снижение мусорного следа.
Среди мер, которые для этого реализуются в компании: внедрение технологий естественного охлаждения оборудования базовых станций, модернизация электропитающих установок на технологических объектах, а также создание
энергоэффективного зелёного офиса.
Green стал первым крупным ритейлером, подписавшим соглашение о взаимной социальной ответственности и взаимодействии в сфере экологии. Green объявил об открытии экологической платформы на базе сети своих гипермаркетов, в рамках работы проекта будет происходить
- поддержка «экологически дружественного» производства продуктов питания в рамках бренда «Местное известное»,
- продажа бумажных пакетов по цене пластиковых,
- отказ от пластиковых трубочек,
- а также выделение грантов на развитие бизнеса, стимулирование к производству экологически чистых продуктов и создание собственного бренда «Green Eco».
Сеть планирует объявить конкурс по разработке фирменного стиля для бренда многоразовых изделий. Главной же инициативой станут «Эко выходные», которые будут посвящены теме экологического потребления и реализованы в магазинах сети.
Евроопт прорабатывает возможности обеспечения магазинов биоразлагаемыми пакетами, а также специальными фирменными многоразовыми тканевыми сумками. Наиболее популярными направлениями социальной помощи является адресная поддержка общественных организаций и объединений, спонсорская помощь организациям профессионального и детско-юношеского спорта.
Проводятся ежегодные благотворительные акции и социальные проекты. Обеспечены комфортные условия труда. Евроторг рассматривает проект перехода на электрический автотранспорт, однако стоит вопрос его эффективности. У компании есть интерес к эмиссии ESG-облигаций.